День праздный… Перещелкивая кнопки, наткнулся на «Место встречи». Фильм, равно как и книгу мы, полагаю, знаем почти наизусть. Смотрел, из интереса примечал детали. Например, после преддопроса Груздева, когда Жеглов усадил его за написание объяснительной, оба главных героя вышли в соседний кабинет, где сообразили по чайку. Характерная деталь – Жеглов накладывает в кружки сахар-песок с ножа: три «ножа» себе, один – Володе. Явно доминирует по сюжету над новичком, считая вправе взять себе бОльшую долю.
Хотя знания и умножают скорбь, по ходу жизни стараюсь почерпнуть ковшик-другой из их бездонного кладезя. В этот раз от описания фильма в Вики вышел на прелюбопытную статью. Кою предлагаю нашему сообществу к ознакомлению.
«…Итак, для человека русского традиционного общества преступник и тем более разбойник и убийца (а вспомним, что Жеглов и Шарапов работали в отделе по борьбе с убийствами и бандитизмом) — это не человек, который преступил формальный, либеральный закон, выдуманный людьми для общего удобства. Нет, это — человек который преступил закон Божий, пошел против онтологического высшего принципа добра и против своей собственной глубинной сущности, каковая у человека — Образ Божий. Недаром убийцу русский народ называет «душегуб». Сейчас мало кому приходит в голову, что эта характеристика означает не только губитель чужих жизней, но человек, погубляющий свою собственную душу, лишающий ее вечного спасения (это значение отражено в словаре В. Даля). Преступник переступает черту, после которой он перестает быть обычным человеком, после которой в его душе происходят необратимые изменения. Он становится изгоем, сам извергает себя из христианского общества, а тот, кто находится вне общества для традиционного сознания попадает в сферу, где властвуют инфернальные силы. Русские крестьяне воспринимали разбойника, душегуба как человека умершего для всех, как живого мертвеца — упыря, страшного и крайне опасного: «… «вывернутый» образ жизни придаёт разбойникам определенные мифологические черты: разбойник, выходящий на добычу ночью, а днем ведущий «обычный» образ жизни … ассоциировался с волком-оборотнем. Многообразны свидетельства осмысления разбойника (особенно атамана разбойников) как колдуна» (Ю. М. Лотман, Б.А. Успенский). Сам эпитет, применяемый к разбойникам — «отпетые», говорит о том, что они воспринимались как люди, умершие для общества, как ожившие мертвецы-упыри, нечистая сила, ведь отпетый — это тот, над кем совершен церковный обряд отпевания. То же касается и другого эпитета — «отчаянные», то есть лишившиеся чаянья — веры, имеется в виду, прежде всего, веры в Бога. Разбойник в русском традиционном сознании ассоциируется с колдуном и потому, что он умет хорошо свистеть, а свист по верованиям народа — способ привлечения нечистой силы. Отсюда и склонность разбойника закапывать деньги и драгоценности, оставлять клады, которые также всегда у народа ассоциировались со сговором с нечистой силой, как и сама удачливость разбойника, умение лихим способом быстро обрести богатство...».
Текст полностью.
http://nevmenandr.net/vaxitov/zheglov.phpПознавательно! Вопрос о том, является ли Шарапов модернистом, открыт для дискуссии.
P.S. В политические баталии не впрягаюсь!