Dutra
(Венгрия)
В 1956 г тракторный завод Vörös Csillag (Красная звезда), располагавшийся в Будапеште, приступил к выпуску специализированных транспортных средств для строительства - самосвалов-думперов, разгрузка которых происходила под действием тяжести груза.
Первый думпер получил обозначение DR-50. Также он был известен как "Дутра" (Dutra - dumper + tractor). Его конструкция была создана на базе колёсного трактора. Думпер оснащался дизельным двигателем Csepel D413 Мощностью 60 л.с.
Кабина отсутствовала. Рабочее место водителя представляло собой кресло, врщающееся вокруг колонки с двумя вертикальными рулевыми колёсами. Педали управления также были дублированы. Это позволяло свободно маневрировать на тесных стройплощадках без разворота - достаточно было повернуть сиденье водителя назад.
Транспортное средство может быть легко разгруженно ,потянув за рычаг, и резко подав в перёд, с помощью пружины, 3,5 кубических метров грунта высыпалось наружу. При движение в перёд , резко тормозил: из-за инерции кузов возвращался в исходное положение, и защелкивался. В дальнейшем модернизированный DR-50C был оснащён гидравлическим механизмом подъёма кузова, превратившись, таким образом, в полноценный самосвал.
Затем, в 1961 г автомобиль получил закрытую кабину водителя и обозначение DR-50D. На базе DR-50D Выпускались думпер-самопогрузчик DR-50SD и универсальный погрузчик DR-50FD, известный также как B-1.
Семейство DR-50 пользовалось большим спросом в странах соцлагеря благодаря свой надёжности и способности работать на весьма ограниченных площадках. Немало DR-50 было поставлено в СССР.
http://www.retromobil.hu/2013/08/20/dutra-szallito-es-rakodogepek/http://zanuda.offtopic.su/viewtopic.php?id=345