Что выбрать: АКПП или механическую коробку переключения передач?
Водители со стажем нередко спорят о том, что лучше автоматическая коробка или "механика".
Большинство водителей с приличным стажем управления автомобилем с "механикой", недолюбливают АКПП. Это вполне естественно, с МКПП они уже успели хорошо сродниться и не желают менять своих предпочтений.
Начинающие автолюбители, особенно женщины, наоборот считают "механику" "прошлым веком", ведь "плюсы" "автомата" порой лежат на поверхности. Скорее всего, отношение к коробке зависит от того, на чем автомобилист привык ездить.
Каковы же на самом деле объективные "плюсы" и недостатки АКПП?
Думаю, главное, с чем придется столкнуться еще в автосалоне - это цена. Коробка "автомат" дороже МКПП примерно на 1,5-2 тысячи долларов для автомашин низкого и среднего ценового диапазона. В более дорогих автомашинах и АКПП подороже. Там они имеют набор дополнительных функций, которые реализуются посредством электронного управления встроенного в коробку "автомат". Безусловно, на дорогих машинах тоже бывает "механика", но это либо "нулевая" комплектация, либо особенность спортивных вариантов.
Из цены остро встает и второй финансовый вопрос – стоимость расходных материалов и ремонта коробки "автомат". Понятно, что чем больше стоит устройство, тем дороже запасные части к нему и тем больше внимания он требует.
АКПП требует замены масла примерно через каждые 70 тысяч км. При замене масла необходимо заменить масляный фильтр. Ведь автоматическая трансмиссия устроена таким образом, что масло не только смазывает трущиеся части передач: одна из его основных функций – передача крутящего момента в гидротрансформаторе, главном узле автоматической коробки. Это влечет за собой и повышенные требования к плановой замене этого продукта. Конечно, трансмиссионное масло можно менять и реже, но это может грозить ускоренным износом деталей АКПП. Механическая коробка переключения передач не так критична к качеству масла, и менять его нужно намного реже.
Немалый вклад в цену ремонта АКПП вносит необходимость для станций технического обслуживания приобретать недешевое оборудование и нанимать специально обученный персонал. Да и сложных, а значит дорогих частей в коробке "автомат" больше.
Но высокая стоимость автоматической коробки – палка о двух концах. АКПП за счет четкого управления трансмиссией и отсутствия жесткой связи ее с двигателем значительно увеличивает их срок службы. Как следствие, получается экономия на ремонте двигателя и механической коробки в самой АКПП. На механической коробке часто требуют замены вышедшие из строя диски сцепления. Двигатель порой получает предельные нагрузки, да и сама коробка потихогьку приходит в негодность от неправильных переключений. А ведь любой ремонт - это денежные и временные затраты, причем ремонт двигателя и АКПП наиболее дорогостоящий из всех видов ремонта автомобиля.
Первое, что приходится слышать от автолюбителей со стажем в адрес АКПП - это невозможность завести машину "с толкача". Естественно, из-за отсутствия жесткой связи двигателя и трансмиссии - основной отличительной черты АКПП от механической коробки переключения передач - нереально заставить запуститься двигатель, вращая колеса. Даже при буксировке автомобиля с автоматической коробкой его невозможно завести, если сел аккумулятор или есть еще какая-то неисправность в системе зажигания или электропроводки. Это, конечно, снижает популярность коробки "автомат" среди покупателей дешевых машин.
До появления АКПП с электронным управлением одним из минусов коробки "автомат" был высокий по сравнению с МКПП расход бензина в условиях городской езды по пробкам и светофорам. Но сейчас наоборот, электронные коробки "автомат" позволяют не только сократить расход бензина до уровня "механики" при правильном ее переключении, но даже сэкономить 10-15% этого "жидкого золота".
Есть важное ограничение, которое накладывает автоматическая трансмиссия на эксплуатацию заглохшего автомобиля. Брать на буксир его нужно с осторожностью, если МКПП не особо чувствительна к такого рода неприятностям, то автомобиль c автоматической коробкой переключения передач не рекомендуется тащить дальше чем на 50 км. При этом ограничивается и скорость – не быстрее 50 км/ч. Иначе перегреется масло и автоматическая трансмиссия может совсем выйти из строя. Лучше сразу вызвать эвакуатор, возможно, тогда ремонт коробки "автомат" и не потребуется.
Со старыми моделями АКПП было трудно справиться с машиной в экстремальных условиях, например, при буксовании в снегу или езде по обледенелому асфальту. Появление АКПП с электронным управлением вообще решило эти проблемы. У многих АКПП кроме трех главных режимов "D", "R", "N" есть ряд "продвинутых" – "зимний", "спорт", "прицеп" , каждый производитель придумывает свои названия, которые помогут выехать из любой ситуации.
В заключение, можно сказать, что современные АКПП не проигрывают своим механическим собратьям. Но быть на равных, это еще не значит быть лучше. Естественно у коробки "автомат" есть одно значительное преимущество, которое недоступно механической коробке переключения передач. Удобство и комфорт управления - вот что ставит коробку "автомат" на призовое место! Тут уж нет никаких возражений. При городской езде с ее светофорами, ДТП и пробками обладателям "механики" приходится часами постоянно переключать передачи, пока сцепление не задымится. И так каждый день. Это вызывает утомление и ДТП. Зато владельцы коробки "автомат" могут чувствовать себя довольно вальяжно в таком положении и сосредоточиться на дорожной обстановке, избегая опасных моментов.
Вспомните ситуацию, когда Вы стоите на мосту на подъем, и автомобиль перед Вами, собираясь поехать, снимается с тормоза, и сила земного притяжения неумолимо катит его в Вашу сторону. Остается только сигналить и гадать успеет ее водитель включить передачу и поехать вперед или нет. А если за рулем сидит новичок, который задумался и не отреагирует вовремя... Другое дело коробка "автомат": с тормоза и вперед. Надо отметить, что по динамике разгона современные АКПП уже не уступают МКПП, даже превосходят их, не говоря уже о том, что нужно иметь опят, чтобы пользоваться МКПП умело. При езде по городским магистралям автоматическая коробка незаменима.
При стремлении человека к комфорту, будущее за коробками "автомат". Но пока существуют механические коробки переключения передач, у водителей есть варианты выбора. Если первостепенное для него комфорт, выбор очевиден: АКПП. Если же суть вождения лежит в экстремальном управлении автомобилем с ювелирной точностью, полностью держа автомашину под контролем: механическая коробка переключения передач - его лучший выбор.
|