Если обороты изменяются со строго одинаковыми интервалами - это очень может быть ЭПХХ.
Может он даже вполне исправный, если обороты хх 1500+/-10% и отпущена педаль газа этот блок отключает подачу топлива, обороты падают, и при 1150+/-10% подача топлива возобновляется, обороты растут и все повторяется. (численные значения - для ВАЗ)
Диагностика ЭПХХ - снять с микровыключателя 2 провода, соединить их между собой и заизолировать (предохранителем эта цепь не защищена!). Если колебания исчезнут - можно так и ездить, на расходе топлива это практически не сказывается, но зато к тому же исчезают очень вредные для движка и трансмиссии рывки при торможении двигателем до оборотов хх на 1 и 2 передачах. Если обороты изменяются произвольно - то: дефектные свечи, зажаты клапана, сбит момент зажигания; высоковольтные провода, особенно в сухую погоду - маловероятно, если они все-таки пробиваются отчетливо слышны щелчки; нарушен зазор контактов прерывателя, люфт его валика (на новых обычно нет но кто знает как сделали), пружинки центробежного регулятора (соскочили или не так натянуты), пробивается резистор в бегунке; очень вероятно - регулировка состава смеси карбюратора. Причем может быть как чрезмерное обогащение смеси так и обеднение - надо покрутить винт качества оборота на 2 в каждую сторону, станет лучше -значит в этом и дело; теперь самое вероятное: карбюратор. Если при любом положении винта качества двигатель равномерно работать не хочет то с вероятностью 90% остается следующее: Простейшее. Не полностью открывается воздушная заслонка. Отрегулировать надо так чтобы между ручкой ее ручкой и упорной втулкой на торпедо был зазор хотя бы 5 мм. Иначе при перемещениях мотора на опорах тяга может натягиваться и приоткрыть заслонку. Негерметичен (хотя бы немного) игольчатый клапан, ( а также слишком тяжелый поплавок или он задевает за стенки). Проверка - снять крышку воздушного фильтра и осторожно посмотреть в диффузоры. У двигателя, работающего более 2 мин на хх, бензин совершенно не должен подтекать из распылителей (даже каплей) а дроссельные заслонки должны быть совершенно сухими. Кажется самое вероятное. Не плотно закрываются дроссельные заслонки -> подсасывается воздух, а система хх на это не рассчитана. Надо снять карбюратор и посмотреть на просвет. Зазоры должны быть МИНИМАЛЬНЫМИ, почти не видимыми, но должны быть, т.к. заслонки все же должны упираться в упорные винты а не в стенки смесительных камер. Положение их регулируется осторожным вращением упорных винтов. Или еще нарушено взаимное расположение переходных отверстий и др. заслонки 1 камеры (хотя бывает очень редко). Эти отверстия должны быть под или перекрываться заслонкой на хх. Ни в коем случае верхний край отверстия при закрытой заслонке не должен быть выше верхнего края самой заслонки. Если это не так, то можно аккуратно напаять на заслонку каплю олова и подпилить надфилем. подгибать заслонку чтобы перекрыть это отверстие нельзя.
Дополнение: когда я писал про переходные отверстия, имел в виду что карбюратор лежит вверх ногами на столе и именно в этом положении переходного отверстия не должно быть видно но при незначительном открывании заслонки оно должно появляться. В идеале верхняя граница переходного отверстия должна совпадать с верхним краем заслонки. Кроме всего - это залог плавного трогания и стабильной работы мотора при минимальных нагрузках и скоростях на 1-2 передачах.
PS. Ездить так до ТО категорически не рекомендую. во-первых, такие динамические нагрузки в двигателе к хорошему не приведут, да и опоры двигателя и КПП страдают. во-вторых, при колебаниях оборотов часто происходят пропуски воспламенения (верный признак - неравномерный звук выхлопа) смеси в цилиндрах, бензин конденсируется на их стенках и смывает масло, происходят задиры , для движка, особенно необкатанного, это катастрофа.
© Игорь_С 2002
|