Малые города России. Кологрив
Люблю я автопутешествия. Выдалась недея отпуска, и я с родителями и сестрой отправился на родину предков, в Костромскую область, а именно в г. Кологрив и его окрестности. Тем более я не был там лет 20, решил навестить дядей-тетей и кузин с кузенами, коих там у меня огромное количество. Так получается, что по России я поездил довольно много и могу сравнивать регионы между собой. Так вот, настолько депрессивного региона, чем Костромская область, я еще не встречал. Хорошо еще, что трасса на Кологрив проходит вне населенных пунктов. Заброшенные деревни, поля, усеянные останками техники (чермет там, видимо, не принимают), колохозы живущие первобытно-общинным строем (т.е. вся продукция производится для своего потребления, з/п - нет). Работы нет, в деревнях те, кому до пенсии еще далеко берут 3-5 приемных детей из детских домов и живут на это пособие. Если в Иваново и Владимире на ум приходит слово - "провинция", то в Костромской области - даже не "глубинка", а что-то нецензурное.
В деревнях полное запустение. Я не знаю, на какие средства колохозники покупают ГСМ, но, допустим, сенокос у них идет так: сейчас все быстро скосим, накрутим рулонов и развезем себе по домам. 10 колхозных коров дают молоко, которое едят 5 колхозных свиней и телята от этих коров. Ну, и кому надо, тому доярка плеснет из ведра, типа на, неси домой добычу. В один из вечеров колхозники (10 человек) решали, забить корову и свинью, продать мясо и получить з/п за март или забить, мясо поделить и съесть самим. Вот так и живут. А те, кто взяли приемных детей, те у них считаются зажиточными, они на пособие живут и в колхозе не работают (а рулоны сена у колхозников покупают). Баня исключительно раз в неделю, на все мои предложения что сам натаскаю воды и натоплю делались квадратные глаза и давался один только вопрос: "Зачем?! Не зима ж, зачем в баню так часто?!". Мне лично было не особо напряжно, я и в Унжу мыться ходил без проблем. А вот с женой бы не поехал.
Но места - красивейшие... Да вы сами посмотрите:
Кологрив, мост через Унжу:
Река Унжа, д. Лисицино
Река Унжа, там же;
Если ехать туда в туристических целях - идеальное место. По Унже еще в советские времена сплавлялись, а теперь сколько плывет!!! Река мелкая, меня мало где скрывало, спокойная, берега - наикрасивейшие, куча впадающих речушек с питьевой водой - идеально для неспешного семейного сплава. Да и посмотреть есть что, в Черменино раскопки старого Кологрива, под Илешево, в устье Савлевки - груды камней с отпечатками ракушек (мы с племянником набрали), дальше музей Чеснякова, в Кологриве тоже есть где культурно просвятится и на что посмотреть. Кстати, дома в самом Кологриве довольно активно скупаются москвичами. Сам Кологрив - старинный купеческий город, на высоком берегу р. Унжи. Кстати, единственный город в России с населением как у среднего ПГТ. Но статус города получил еще при царе, если не при кньзьях.
Виды Кологрива:
Спуск к площади:
Часовня в ленинском садике. Говорят, что раньше из нее шел подземный ход в церковь, которая на предыдущей фотографии. Расстояние между ними около километра, перепад высот (церковь на высоком холме) - метров 50, плюс - река Киченга.
Просто улицы:
Вообще, если про Киров говорят "город на 7 холмах", то Кологрив в этом плане, пожалуй, еще холмистей.
И вот такие наличники - почти везде
Украшение фронтона:
Лошадка:
Музей Ладыженского:
Про это здание хочется сказать отдельно. Изначально этот дом был отдан его хозяином под ж/д вокзал. Но, то ли к счастью, то ли к несчастью, но железная дорога прошла не через Кологрив, а через Мантурово (около 80 км на юго-запад) и вокзал остался не востребованным. Теперь там экспозиции музея, собрана неплохая коллекция картин самого Ладыженского и Ефима Чеснякова.
Про Чеснякова хочется сказать отдельно. Родом он из села Шаблово, рядом с Кологривом, там теперь аж 3 музея, два частных и один государственный. Художник, писатель, скульптор, вообще - неординарная личность. Дед (по матери) лично был с ним знаком, да и мама его видела, но она еще маленькая была (он умер в 1961 г.). Из расказов деда - Чеснякова считали если не колдуном, то знахарем и целителем точно. Дед как-то называл его, по украински, но я уже не помню, к сожалению как. Дед же рассказывал, что как-то перед войной Ефимко пришел к ним в деревню и показал свой спектакль (Чесняков писал сказки и ставил по ним спектакли, герои были вылеплены им из глины, т.н. "глинянки"). В ходе спектакля тележка, на которой разворачивалось действие, упала, фигурки побились. Чесняков поднял их, покрутил в руках, сказал; "Быть беде великой" и ушел, не закончив представления. Через несколько дней началась война.
Ефимов ключик, с. Шаблово. У ключика Ефимко (а так его называли местные жители) любил сидеть, беседовать с водой и лепить глинянки:
Сам ключик не сохранился. Точнее, вода оттуда течет, но это не та вода. Как у нас обычно и бывает, хотели как лучше, а получилось тяп-ляп. К очередной памятной дате решили облагородить ключик, поставить там избушку и вообще, украсить все. Нагнали техники, раскопали площадку (изначально ключик просто вытекал из холма). В результате - нарушили водоносные пласты и вода из ключика теперь пахнет сероводородом.
Избушка над ключиком:
Глинянки (в основном - свистульки). К сожалению в тот день готовых игрушек не было, те что на фото они только собирались обжигать, по этому ничего не купили.
Кстати. Тот же Чесняков говорил, что правильно говорить: "дедушко", "хлебушко", т.е. в мужском роде, а то "бабушка" и "дедушка" - по его были женского :)
Вообще, если кому-то интересно, то по слову Кологрив, в гугле открывается куча ссылок.
©, AndyAP, ноябрь 2010
|