Электрика автомобилей

Уважаемые Ижеводы!!!

Прочел на сайте статьи об установке противотуманных фар на ИЖ 2126 и об обогреве зеркал. Немало подивился изобретательности авторов. Посему хочу поделиться своим опытом на сей счет и, заодно, скажу пару слов по поводу обогрева заднего стекла, заднего стеклоочистителя и т.п. На моей машине стоят ПТФ, ОЗС и задний стеклоочиститель с омывателем.

На большинстве СТО, даже уважаемых, как показал опыт, работают электрики, имевшие прочную двойку по физике в школе, не умеющие читать схемы и вообще читать; представление их о реле на уровне песни Высоцкого: "Что, реле там с ячейкой шалят?" А их представления об ИЖах Вам, уважаемые ИЖеводы, известны. Наверно их в детстве мамы не любили или папы сильно били, иначе, отчего же они такие глупые или грубые? Прошу не обижаться вежливых, доброжелательных и знающих электриков, ибо речь сейчас не о них, драгоценнейших. Кстати, очень буду рад познакомиться с таким милым человеком.

Не секрет также, что электрика Ижа оставляет желать... Но, быть может, для некоторых будет новостью, что в ИЖ 2126 предусмотрена или немного недопредусмотрена штатная установка полного комплекта мыслимых электропотребителей.

 

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК (см. схему)

Чёрный ящик автомобилей ИЖ

Черный ящик имеет выводы, оформленные в стандартные группы (шины). Шин всего 11 или 10. Примерное назначение таково:

  • Ш1-Ш4,Ш10 - провода идут к панели приборов;
  • Ш5-Ш8 - провода идут к генератору (Ш8,6), фарам, габаритам, поворотникам, охлаждению (Ш5,6), зажиганию (Ш7,8), и прочей дребедени - датчикам, контрольным разъемам, доп. реле;
  • Ш9 - задний жгут - стоп-сигналы, задние поворотники, подсветки, обогрев заднего стекла и т.п.;
  • Ш11 - провода к стеклоочистителям;

Из этих правил бывают исключения.

В вашем ЧЯ (старого образца) скорее всего нет 10 шины. Она почти не используется, как видно из схемы и присутствует только в довольно старых блоках. В этом случае схема ЧЯ и подключение потребителей терпят небольшие изменения по сравнению с опубликованной в руководствах монтажной схемой. Кроме того, ваш ящик, быть может, не имеет гнезд для подклюения реле К4 контроля исправности ламп и соответственно наружных перемычек. Перемычки выполнены на печатной плате внутри.

Если у вас ящик нового образца, то в нем отсутствует реле К9 вентилятора радиатора. Соответствующие выходам 30 и 87 реле контакты черного ящика замкнуты накоротко. Предполагается включение вентилятора без реле прямо через сильноточный датчик или через внешнее реле. Прочие отличия в схеме ящиков старого и нового образца для нас несущественны.

Обозначать 4-ый контакт 5-ой шины будем так: Ш5-4.
Номера шин написаны на дне черного ящика. Номера контактов см. рис.1.

Теорема Архимеда. На ИЖ 2126 ставится штатно любой потребитель, который штатно ставится на 2108.
Доказательство. Черный ящик на ИЖе от 2108. Отсюда следует утверждение.

ОБОГРЕВ ЗАДНЕГО СТЕКЛА

Проводка полностью есть в Вашем ИЖе, даже если Вас убеждают в обратном. Для монтажа не нужны провода. Нужна кнопка 83.3710 (выводы 6,7,9,10) с соответстввующим рисунком и 4-контактное реле 113.3747 (30,85,86,87).

Открутите черный ящик, не вынимая из него ничего по возможности.

Вставьте реле на место реле 10 в черный ящик. Вывод 30 при этом соединится с основной токоведущей магистралью через предохранитель 12. Убедитесь, что этот предохранитель на 16А.

Открутив 2 винта, отодвиньте в салоне панельку, на которой смонтирована ручка подсоса и проч. В открывшемся пространстве найдите множество проводов с изолированными наконечниками.
1. Красный или оранжевый (плюс). Убеждаемся с помощью индикатора, что он под напряжением, когда включено зажигание. Подключить к 9 выводу кнопки.
2. Черный от черного ящика Ш4-1 - прозвонить. Подключить его к 10 выводу кнопки.
3. Черный (масса) - прозвонить. - к 7 выводу кнопки.
4. Еще один провод должен быть под напряжением, когда включено зажигание, установлено реле и подключены два первых провода. Его нужно найти и подключить к 6 выводу кнопки, чтобы лампочка на кнопке горела, когда работает ОЗС, а не когда нажата кнопка.

Теперь найдите провод от ЧЯ Ш9-10 или Ш9-19 (эти контакты один напротив другого) и посмотрите, каков он на цвет. Обычно оранжевый или коричневатый и довольно толстый. Он уходит в общий задний жгут. Сняв слева позади от заднего сиденья декоративную накладку на стойке и, при необходимости приотодрав (сама потом приклеится) светлую обивку, с помощью индикатора с иглой найдите этот провод. Проследив его до конца, снимите изоляцию с клеммы (или поставьте клемму, если ее не было) и подключите к выводу на стекле слева, просверлив маленькую дыру в нужном месте рамы задней двери. Справа вывод от стекла замкните на массу.

Нормальный ток при обогреве 7-10 А. Нормальный ток на кнопке (контакты 9 или 10) 0,1-0,3А. Прямое подключение ОЗС через кнопку или неправильное подключение реле чревато пожаром в салоне.

ЗАДНИЙ ОМЫВАТЕЛЬ

Можно включить штатно, как на 2108 через реле К1 в черном ящике, используя выводы Ш11-2 (выход на мотор стеклоомывателя), Ш3-12 (вход от подрулевого выключателя - клемма WH). С Ш11-1 можно снять контрольный сигнал.

ЗАДНИЙ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ

Провод подключается к подрулевому выключателю (клемма 53H) сразу на мотор или через реле (в ЧЯ его нет). Во втором случае напряжение на клемму 30 (или 87) реле берется со свободного контакта ЧЯ от 15/2 (см. ниже перечисление контактов).

ФАРООЧИСТИТЕЛЬ

Вход напряжения для реле К6 - через Ш10-4 с магистрали (Ш10-8) с помощью перемычки (клеммы рядом).
Если Ш10 отсутствует, припаяйте перемычку с Ш8-5 на Ш8-1 внутри ЧЯ; эти клеммы также рядом, достаточно одного движения паяльником. Теперь напряжение для реле (вход Ш3-8 вместо Ш10-4) можно брать с Ш8-2 или Ш8-3. В этом случае окажутся задействованными предохранитель F1 или F2 cоответственно. Выход с реле на мотор фароочистителя - Ш7-3.
Реле К6 должно быть пятиконтактным (30-87. 85-86, 88 - масса). При выключении цепь фароочистителей замыкается на массу.

Трубки для омывания фар подключить с помощью тройников к трубкам омывателя лобового стекла.
Дополнительные выключатели в салоне не нужны, так как при таком подключении фароочистители будут включаться одновременно с омывателем лобового стекла. с Ш11-1 можно снять контрольный сигнал. Заметим, что выход Ш11-1 принимает сигналы с реле заднего омывателя и фароочистителя независимо друг от друга, так как он включен через диодный вентиль.

ПРОТИВОТУМАННЫЕ ФАРЫ

Подключение противотуманных фар на автомобилях ИЖ

Должен заметить, что подключение ПТФ к кнопке, зажигающей задние фонари, безыдейно. Задние фонари действительно должны включаться только с ближним светом. Передний противотуманный свет может быть включен согласно правилам при недостаточной видимости, как совместно с ближним или дальним светом, так и отдельно (п.19.4), а также в светлое время суток вместо ближнего света при буксировке, езде в колонне, перевозке опасных или крупногабаритных грузов (п.19.5).

Подключение ПТФ к кнопке без реле чревато - ток на средненькие ПТФ может составить 10А, а при хороших ПТФ - до 18А. Кроме того такой же ток, усиленный током на другие потребители, пойдет через замок зажигания. Занимаясь тушением костра в салоне, безусловно, Вы напрочь забудете о тумане.

Нужной проводки в Иже нет. Если в вашем ЧЯ есть шина 10, то штатное подключение таково:

  1. Заготовьте клеммы двух размеров: малые под выводы кнопки и малые контакты шин ЧЯ и большие под Ш1. Клеммы можно надежно зажимать, но лучше припаивать, особенно большие. Приготовьте кнопку 83.3710 с подсветкой (выводы 6,7,9,10), реле 113.3747 или (90.3747) (выводы 30, 85,86,87), 3-4 тонких провода разных цветов по метру и 1 толстый провод (1,5-2 м). Длины взяты с запасом, чтобы клеммы можно было ставить не на ощупь.
  2. Нужен свободный вывод с плюсом от замка зажигания. Не нужно делать скрутки. Возьмите его с черного ящика на выбор: Ш9-18, Ш11-3 или Ш7-2 - свободные выводы на ЧЯ от клеммы 15/2 замка.
    Штатная установка предусматривает ПТФ на клемме 15/2. При установке на 15/1 возможна неприятность при включении двигателя: ПТФ не будут выключаться в момент включения стартера. Забытые включенными ПТФ могут не дать завести двигатель, особенно зимой. Прежде, чем Вы начнете анализировать и выключите ПТФ, можете посадить аккумулятор. На 15/1 принято ставить только кратковременные потребители - омыватели, свет заднего хода, ЭПХХ и т.п.
  3. На выбранный вывод ставите тонкий провод (например, зеленый) с клеммой. Если клемма посажена на провод правильно, то она втыкается в колодку проводов на ЧЯ и обратно не вынимается. Колодку при этом, если получится, из ЧЯ можно не вынимать.
  4. На вывод ЧЯ Ш1-1 аналогичным образом надеваете клемму с двумя проводами - толстым (например, красным) и тонким (синим).
  5. На вывод ЧЯ Ш4-8 точно так же надеваете клемму с красным тонким проводом.
  6. Свободные концы красного, синего и зеленого тонких проводов протаскиваете в салон через дырку, которую удобно просверлить со стороны салона на сантиметр выше выхода тросика подсоса (можно провести провода через отверстие, в которое входит трубочка экономайзера, если провода достаточно тонкие). В кабине ставите на эти концы еще по малой клемме.
  7. Клемму красного провода в салоне подключаете к выводу 10 кнопки.
  8. Клемму синего провода подключаете к выводу 6 кнопки.
  9. Клемму зеленого провода подключаете к выводу 9 кнопки.
  10. Надеваете клемму на черный провод и подключаете к выводу 7 кнопки. На самом деле массовый провод уже есть - он где-то там около кнопки изнутри. Найдите его - он черный и проходной (к клемме прикручено два провода черного цвета)
  11. Свободный конец черного провода подключаете к массе в любом удобном месте автомобиля. Если вы протащили черный провод вместе с красным, синим и зеленым из моторного отсека, то его удобно подключить к массе вместе с ЧЯ - к одному из крепежных винтов. Если вы использовали имеющийся массовый провод, то не надо ничего никуда подключать.
  12. Свободный конец красного толстого провода протаскиваете с помощью пластмассовых хомутов к левой ПТФ, от левой - к правой. Массовые провода от ПТФ могут быть потоньше, чем толстый красный. Их можно подключить к массе прямо около фар. Не стоит говорить, что все соединения вблизи фар должны быть оч. хор. изолированы от влаги. Можно залить стеарином.
  13. Синий провод можно продолжить от вывода 6 кнопки к контрольной лампе на панели, что слева от кнопки включения фар. Там две лампочки (у кого-то три, четыре). Синий провод подключается к контрольной лампе ПТФ, к которой уже идет оранжевый проводок от выключателя задних ПТФ. Подключить эти два провода к лампочке нужно через диодный вентиль. Диоды я брал на первом попавшемся сервисе в старом черном ящике, но можно их купить или вынуть из сломанного бабушкиного телевизора.
  14. Выньте из колодки провод питания стоп-сигналов (Ш4-10). Обычно он зеленого цвета. Вынимание происходит безболезенно, если использовать иголку, которой отжимается язычок на клемме, препятствующий самопроизвольному извлечению клеммы из колодки.
  15. Вставьте вынутый провод
  16. либо в Ш10-8 (тогда подключение стопов будет без предохранителя) либо в Ш3-14, поставив перемычку между клеммами Ш8-5 и Ш8-1 (они рядышком). В этом случае стопы подключаются через предохранитель F1.
  17. Вставьте в гнездо реле К7.
  18. Если суммарная мощность ПТФ больше 90 ВТ, то замените предохранитель F6 c 8А на 16А. Если не больше, то можно оставить 8А. Имейте в виду, что одновременно с ПТФ к предохранителю F6 подключен плафон салона. Если у Вас вдруг не загорится плафон, проверьте. горят ли ПТФ.
  19. Теперь, когда все подключено, с Богом! Сначала проверье работу стоп-сигналов. Теперь ПТФ. Проверьте, горят ли фары, горит ли лампочка в кнопке, горит ли лампочка на панели слева от пищалки. Убедитесь, что ПТФ не включаются при выключенном зажигании. Если лампы в ПТФ более 55 ВТ каждая, рекомендую проверки проводить, отключив одну из ПТФ от проводки. Убедитесь, что включение задних ПТ фонарей и ПТ фар не зависят друг от друга. За это отвечают диоды.
  20. В процессе эксплуатации старайтесь не допускать одновременной работы потребителей с общей мощностью более 600 ВТ (мощные ПТФ, обогрев заднего стекла, стеклоочиститель, отопитель на полную мощность и свет основных фар - все вместе как раз столько, а еще - по крайней мере - зажигание, габариты, стоп-сигналы, поворотники). Ваш генератор уже на пределе своих возможностей даже при больших оборотах двигателя. В работу включается аккумулятор. Если ток разряда аккумулятора составит 20А (около 240 ВТ доп. нагрузки), то за 2,5 часа езды Вы можете полностью посадить аккумулятор.

Если в ЧЯ нет 10 шины, то Ш8-5 занята, поэтому для подключения стоп-сигналов предлагаю следующий вариант: снять ЧЯ, раскрутить его, вынуть платы и припаять перемычку Ш8-5 --Ш8-1 (эта операция уже предлагалась в пункте о фароочистке). Остальное делается, как описано выше.
Преимущество указанной перемычки еще и в том, что вы получаете свободный плюс с магистрали на клеммах Ш8-1, Ш8-2, Ш8-3. При этом последние две подключены через предохранители F1 и F2. Я например, Ш8-1 использую для питания лампочек подсветки под капотом.


ПРОЧИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ

Чёрный ящик автомобилей ИЖ

Знаю, что существует штатное подключение штатных или универсальных стеклоподъемников, для выключателей которых предусмотрены четыре заглушки справа от пищалки. Вот интересно, у кого из задних пассажиров бывают такие длинные руки?

Знаю, что комбинация приборов от Святогора встанет на нужное место, как родная, и тогда, надо полагать, естественным образом восстанавливаются цепи контроля исправности ламп (если поставить реле 4 вместо стоящих перемычек).

Если поставить микровыключатель под ручку подсоса или воздушную заслонку на карбюраторе, то восстанавливается штатная проводка к желтой лампочке на комбинации приборов. У меня это сделано.
Было бы желание и фантазия...

Напрямую без реле можно подключать потребители мощностью до 12 ВТ (ток до 1А). Дело в том, что, хотя проводка и кнопки выдерживают в 4 раза больше, но Ваш замок зажигания и провода, ведущие от него уже напичканы потребителями. И включение дополнительных нагрузок может привести к быстрому окислению или перегреву клемм на замке зажигания, даже если эти нагрузки сами по себе безобидны.

ПРИЛОЖЕНИЕ. СВОБОДНЫЕ ВЫХОДЫ, ВХОДЫ И ПЕРЕМЫЧКИ НА ЧЯ И ДОБРЫЕ СОВЕТЫ


1. Свободные плюсы от магистрали (в обход замка зажигания, поэтому они всегда под напряжением):
Ш8-5 - если Ш10 нет, то эта клемма занята двумя неопознанными проводами,
Ш10-8 - может не быть,
Ш11-7 - через предохранитель 12 (16А прикуриватель, розетка переноски, обогрев заднего стекла),
Ш4-6 - через предохранитель 8 (16А звуковой сигнал, мотор охлаждения).
Красный проводок с малой клеммой и изоляцией под панелью в районе кнопок слева.

2. От клеммы 15/2 замка зажигания:
Ш9-18,
Ш11-3,
Ш7-2.

3. От клеммы 15/1 замка:
Ш10-9 - может не быть,
Ш11-10,
Ш6-12. Последние два включены через предохранитель 5 (8А ук.поворота и вся комбинация приборов).
Ш7-9,
Ш4-18. Эти два включены через дополнительное сопротивление: на выходе 9В.

4. Сквозные, ни с чем не связанные соединения ЧЯ:
Ш2-6 и Ш9-12 (однонапр. через диод)
Ш2-9 и Ш11-19
Ш2-10 и Ш9-4
Ш2-14 и Ш9-8
Ш3-4 и Ш7-5
Ш3-7 и Ш7-13
Ш3-14 и Ш8-2
Ш3-16 и Ш11-12
Ш3-20 и Ш11-16
Ш4-16 и Ш6-3
Ш4-19 и Ш7-17
Ш4-20 и Ш7-16
Ш4-21 и Ш7-15
Ш6-2 и Ш9-16
Ш6-4 и Ш10-2 - может не быть,
Ш7-10 и Ш11-4
Ш8-1 и Ш8-2 или Ш3-14 - через резервный предохранитель F1. Стоит 8А (до 90 Вт нагрузки).
Ш8-1 и Ш8-3 - через резервный предохранитель F2. Стоит 8А.
Клеммы 1,2,3 шины Ш8 оказываются подключенными к магистрали, если поставить перемычку Ш8-5 -- Ш8-1, о которой дважды упоминалось выше.

5. Если Вам захотелось что-то включить одновременно с габаритами (подсветку там какую или нежный женский голос), не нужно ломать панель приборов или вешать сопли на выключатель. Напряжение для этой цели рекомендую снять с Ш10-7 или Ш10-3.

Здесь можно подключать слабый потребитель. Если нужен мощный ( >10 Вт), то воспользуйтесь этими контактами для возбуждения реле, а большой ток снимите с магистрали. К сожалению этих выводов может просто не быть в случае отсутствия шины Ш10. В этом случае с помощью развевителя можно подключиться к Ш6-10, Ш9-17, Ш6-8 или Ш9-15.

6. Если Вам нужно что-то включить параллельно с ближним светом, то опять же, не надо накручивать проволоку на фары. Воспользуйтесь Ш7-4. Учтите однако, что здесь мощный потребитель может сжечь предохранитель F16 (8А левая фара). Лучше подключите туда слабенький потребитель или обмотку возбуждения реле.

7. Если Вам нужно включиться в какую-нибудь цепь, а свободных выходов нет, то рекомендую это сделать, спаяв из трех клемм и сантиметрового проводочка простенький разветвитель. Он позволит подключить к одной клемме и то, что там было, и то, что Вам надо.

Сведения взяты из руководства по Иж 2126 А.С.Кондрашкина (Третий Рим), аналогичного руководства по 2108, схемы черного ящика, личного опыта установки, проверок, измерений и, понятно, рассуждений.
Если данная статья оказалась кому-то полезной, то это очень приятно. Если будут просьбы, могу поделиться соображениями о выявленных привычных болезнях нашей электрики, методах их диагностики и лечения.

Успехов Вам в творчестве. Ivan


© Ivan, 2002