Андрей Георгиевич
Ветеран форума
Карма +1237/-30
Offline
Пол:
Сообщений: 4348
Пермский край
ИЖ2126-020 2003 г.в., ИЖ2126-060 1999 г.в.
г. Соликамск Иж 2126-020, Иж 2126-060
|
|
« Ответ #53 : 27 Июня 2013, 15:29:20 » |
|
Вот хорошая статья:
"Дальше можно подумать, зачем в лучших иномарках температуру двигателя подымают вплоть до 126оС? Связано это с КПД двигателя внутреннего сгорания. КПД тепловой машины тем выше, чем больше разница между его температурой и температурой окружающей среды. То есть, при температуре 100оС КПД (условно) равен 25%, то при 125оС КПД=30%, считается, что КПД увеличивается на 1% при увеличении температуры на 5оС.
А как связан КПД и охлаждение? КПД - это полезное действие, а нагревание - это вся оставшаяся энергия сгорания. Часть этой бесполезной энергии выбрасывается в выхлопную трубу, а часть выводится системой охлаждения двигателя.
Вот эта последняя нас и интересует. При повышении температуры КПД растет, а нагрев уменьшается (они в сумме 100%), причем в правильном двигателе выхлоп уносит больше тепла (условия сгорания ведь улучшились), а на долю тепла в системе охлаждения остается совсем немного! Чтобы стало совсем понятно, можно пояснить условными(!!!) цифрами: при 100оС система охлаждения рассеивала 35% тепла, при 126оС - 25%. Вот за это и бьются конструкторы машин. На охлаждение двигателя при повышенной температуре надо затратить (35% : 25%) = в 1.4 раза меньше усилий. Если дополнительно учесть тот факт, что охлаждать горячий радиатор легче, то эффект увеличится до 2 раз!
Вывод: для эффективного охлаждения надо увеличивать температуру двигателя. Либо закладывать возможность управления температурой двигателя.
Сравните: на лето многие стремятся ставить более холодный термостат. Только не надо делать поспешных выводов, все последнесказанное верно для исправных ДВС! При малейшей неисправности эксперименты недопустимы.
Чем плоха температура 126оС? При разгерметизации системы охлаждения тосол закипает и двигатель перегревается, оставшись без охладителя. Все приехали: Двигатель закипел! Для того, чтобы достоинства не превратились в недостатки необходимо обеспечить надежность системы охлаждения. Собственно с этого мы и начали, говоря о том, что данная схема применяется в дорогих машинах, имеющих многократный запас по надежности.
Вот сейчас можно перейти к нашим предложениям. Мы уже выяснили, что повышение температуры двигателя значительно улучшает его охлаждение, но ограничено температурой кипения тосола.
Давайте ответим на вопрос: хорошо ли включение вентилятора на полную мощность в пробке?
------Конечно, хорошо! Выдует быстро и двигатель не закипит!...-------
Действительно, поскольку вентилятор расчитан на максимальные режимы двигателя - выдует то он быстро, на холостых ведь мощность ДВС минимальная. С охлаждением понятно, а вот что дальше, насчет того, что двигатель при этом "не закипит"?
Прибегнем к аналогии, чтобы пояснить ситуацию. Вентилятор охлаждает, будучи включенным, когда выключен - идет нагрев (мы рассматриваем только режим пробок). Идет периодический процесс нагрева-охлаждения, как качели. Все мы знаем, что качнув качели в одну сторону, на обратном пути они пролетят нижнюю точку и отклонятся в противоположную сторону под силами инерции... И остановить их в нижней точке невозможно. И чем сильнее мы качнем вентилятором в сторону охлаждения, тем дальше качели уйдут на обратном пути в сторону нагрева, это закон физики. А крайняя точка - и есть точка закипания! А процесс такой качки называется "термокачкой".
Помните, как в детстве мы раскачивали качели? Надо в крайней точке их приседанием толкнуть, как можно сильнее, тогда качели раскачаются быстрее и размашистее. Но в нашем случае с охлаждением и включением вентилятора на полную мощность в крайней точке мы имеем именно ту же картину!!!
Стараясь быстрее охладить, мы можем раскачать двигатель до закипания! И, чем избыточнее по мощности вентилятор, тем быстрее мы получим результат.
Релейная схема управления вентилятором имеет гистерезис 7оС(разницу в температурах вкл-выкл), за счет инерции получается 12-15оС "термокачки".
Плавное и интеллектуальное управление мощностью вентилятора дилемму "термокачки" решит.
Плавное - в том плане, что вентилятор будет включаться именно на ту мощность, что нужна в данный момент, не провоцируя раскачку. Интеллектуальное - снова можно вернуться в детство и вспомнить, что приседанием качели можно не только раскачивать, но и тормозить, надо только сообразить, в какой момент это действие совершить...
Давайте будем переходить к выводам.
БУ ЭВСО "Борей" держит температуру ДВС без раскачки в пределах 1-2оС, реле с "термокачкой" - 12-15оС.
Но ведь граница закипания одинаковая! И точка включения релейной схемы в штатной системе была выбрана так, чтобы "качели" не долетали до точки закипания.
Значит, применив БУ ЭВСО "Борей" мы можем безболезненно приподнять температуру ДВС на 5-7оС, при этом не выйдем за рамки режимов релейной системы! Для этого нам надо подобрать термостат и установить точку стабилизации БУ ЭВСО.
Результат.
мы избавились от "термокачки". мы чуть подняли рабочую температуру двигателя, соответственно уменьшили выделяемое им тепло, мы значительно уменьшили вероятность закипания ДВС, мы не поднимали максимальную температуру тосола, она осталась, как в релейной системе."
Полностью здесь: http://silich.ru/ne-zakipet.html
|