Глядя на работу "дворников" "Оды", читая публикации по этой теме я запутался окончательно и решил поглядеть на их механизм сам. Открыл капот и внимательно рассмотрел механизм.
Для начала договоримся не запутаться в обозначениях правый-левый и потому я буду их называть один "водительским", а другой "пассажирским".
Сначала надо понять, как в идеале должны двигаться "дворники" по стеклу.
"Водительский" должен начать свое движение от нижнего края стекла, дойти своим верхним краем до левой стойки и вернуться в исходное положение. "Пассажирский" должен начать свое движение от нижнего края и дойти своим верхним краем до сектора очищаемого "водительским" дворником. И глядя на эти сектора становится очевидно, что угол сектора "пассажирского" "дворника" должен быть больше, чем "водительского"! То есть ход "пассажирского" должен быть больше.
Теперь посмотрим на механизм привода. Понять как он работает совсем не трудно, так как все рычаги в нем прямые и кинематика проста. На валу двигателя установлен рычаг кривошипа. На втором конце его закреплены рычаги тяг, которые толкают рычаги повод
ков "дворников". Вполне понятно, что размер угла движения "дворников" в этой схеме зависит только от соотношения длины рычага кривошипа к длине рычага поводка. Поскольку угол"пассажирского" сектора должен быть больше, то и длина рычага его подводка меньше, чем у "водительского". Так что установка короткого рычажка справа, а длинного слева не ошибка сборки, а вполне соответствует конструкции.
Что же будет если поменять эти рычажки местами, как советуют разные источники?
Ход "пассажирского" "дворника" уменьшится и он уже не будет доходить до сектора "водительского". В результате в центре стекла образуется приличный неочищенный конус. "Водительский" "дворник" начнет ходить от края до края и даже залезать на уплотнитель! Хорошо ли это? Не уверен. При движении по стеклу "дворник" начнет каждый раз ударятся об уплотнители, расшатывая механизм. Сектор будет очищен полностью, но ценой расшатывания механизма. Значит просто менять местами рычажки я не буду.
Остается посмотреть на что влияет расположение рычага кривошипа относительно тяг.
Непосредственно на размер сектора оно очевидно не влияет. Но от него зависит траектория движения "дворников". Крайние положения "дворника" на секторе достигаются при расположении рычага кривошипа параллельно тяге. И очевидно, что именно такое положение должны занимать рычаги в начальном положении. Но в нашем механизме это невозможно реализовать для обоих "дворников" одновременно! Тяги расположены под углом друг к другу и когда рычаг кривошипа параллелен одной, он не параллелен другой. Значит надо искать "компромиссное" положение.
Что будет, когда в исходном положении рычаг не параллелен рычагу кривошипа? Просто получится, что "дворник" в исходном положении будет занимать место не на краю сектора, а в промежуточном положении. То есть кроме движения по стеклу вверх он сделает еще движение вниз от своего исходного положения. В рекомендациях по установке механизма просят поставить рычаг кривошипа в исходном положении параллельно "пассажирской" тяге. При этом "пассажирский" "дворник" будет двигаться по "идеальной" траектории, а "водительский" сначала сделает небольшое движение вниз, а только потом пойдет вверх. Мне это не показалось правильным, так как "водительский" считаю важнее. Значит рычаг кривошипа буду ставить параллельно "водительской" тяге.
Теперь как все это "отрегулировать" без замены рычагов, тяг и разборки механизма.
Снимаем поводки дворников. Откручиваем гайку крепления кривошипа к двигателю. Она легко откручивается без разборки механизма. Снимаем кривошип с шлицев и устанавливаем его параллельно "пассажирской" тяге. Слегка закрепляем гайкой. Одеваем "пассажирский" поводок так, чтобы верхняя часть дворника в этом положении только касалась уплотнителя стекла. Это будет крайнее нижнее положение сектора. Опять снимаем кривошип со шлицев и устанавливаем теперь параллельно "водительской" тяге. Закрепляем его окончательно гайкой. "Пассажирский" "дворник" при этом немного приподнимется, заняв положение параллельно уплотнителю, на некотором расстоянии от него. Устанавливаем "водительский" "дворник" параллельно уплотнителю.
Все, механизм "отрегулирован" так, как, наверное, задумал конструктор. "Дворники" в исходном положении располагаются параллельно уплотнителю в нескольких сантиметрах от него. "Пассажирский" "дворник" своим сектором заходит на сектор "водительского",
а "водительский" не доходит до левой стойки только около 5 сантиметров. Увы, с этим уже ничего не сделаешь без укорочения рычага толкателя. Но и неочищенный сектор уже совсем не большой остается.
Александр
"Хроники Оды"