Регулятор вращения вентилятора охлаждения радиатора
Форумы Автоклуба ИЖ.2126.ru
26 Апреля 2024, 03:26:03 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости: С 1-го августа 2013 объявляется бессрочный месячник по борьбе с матом
   Начало   Главная Поиск Правила Камасутра Блоги Чат Галерея Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 4 5 6 ... 32   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Регулятор вращения вентилятора охлаждения радиатора  (Прочитано 203878 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Faraday ТС
Ветеран форума
******

Карма +505/-3
Offline Offline

Сообщений: 4302

Екатеринбург



Nissan Qashqai SE+ 2012
« : 04 Мая 2008, 07:10:15 »

Тема был начата Борисом под названием "Нужна помощь радиолюбителя" 15.11.2006.
Здесь приведен сильно сокращенный вариант, только самое ценное. В прицепленном файле Карлсон.rar.txt полный архив темы (сотрите расширение txt на конце).

Выражаю признательность B.Mike за критику и советы, а первым испытателям и рационализаторам отдельный респект - это майкл, trofimovich, dikol.

Это устройство предназначено для автоматической регулировки частоты вращения вентилятора радиатора охлаждения в зависимости от температуры двигателя. Эта схема не является полноценной заменой "Силыча", поскольку тот собран на микроконтроллере и обладает большими возможностями, зато себестоимость нашего устройства гораздо ниже.

Во вложенном файле Karlson2008.GIF схема регулятора.
Генератор пилы собран на  DA1.1 и DA1.2. Размах пилы на 7-м выводе около 4 вольт. На компаратор DA1.4 подается пила и напряжение с усилителя на DA1.3. Отношение резисторов R8 и R7 задает ширину регулировки. Для указанных номиналов ? около 6-8 градусов (или в диапазоне  0,3-0,4 вольта на входе). Увеличение R8 приводит к сужению диапазона регулировки. Нижнюю температуру срабатывания устанавливают R6.

Для регулировки схемы можно использовать простой стабилизатор. Подаем на вход 6 вольт (около 87 гр.) и регулировкой R6 добиваемся начала появления импульсов на 14 выводе компаратора. Далее уменьшаем напряжение до 5,7 вольт (около 93 гр.) и должны наблюдать на 14 выводе практически постоянное напряжение.
Диод VD1 - SB3030PT-SB3060PT, S30D60C, КД2998А-Г, 30CPQ150 (прямой ток не менее 30А).
Выходной транзистор лучше использовать IRF4905.


* Karlson2008.GIF (33.08 Кб, 1083x777 - просмотрено 11447 раз.)
* Karlson.rar (33.53 Кб - загружено 1996 раз.)
« Последнее редактирование: 20 Октября 2008, 07:16:07 от ScrewDriver » Записан
Faraday ТС
Ветеран форума
******

Карма +505/-3
Offline Offline

Сообщений: 4302

Екатеринбург



Nissan Qashqai SE+ 2012
« Ответ #1 : 04 Мая 2008, 07:22:58 »

Печатная плата от майкла:

Обещенная печать.Кому ненадо вместо R14    R15 поставте перемычки , R16  R17 - 10ом , D2-1N4004.В районе переменника печать под несколько типов.Думаю что все должно быть понятно.Транзисторы утановленны со стороны печати . Всем успехов.

Faraday:
Делюсь ноу-хау: распечайте рисунок на лазерном принтере с максимальным качеством печати (без экономии тонера). Наклеиваете на плату - керните и сверлите. Затем зачищаете ластиком (не наждачкой!) и обезжириваете ацетоном. Снова наклеиваете рисунок (можно другую копию) и тщательно проглаживаете горячим утегом, пока разводка не перейдет на плату. Потом под струей теплой водички аккуратно снимаете бумагу, слой за слоем - получается как при фотопечати. Все, можно травить.

В прицепленных файлах два варианта разводки.

* Shemes.zip (98.02 Кб - загружено 156 раз.)
« Последнее редактирование: 13 Декабря 2018, 22:44:44 от B.Mike » Записан
Faraday ТС
Ветеран форума
******

Карма +505/-3
Offline Offline

Сообщений: 4302

Екатеринбург



Nissan Qashqai SE+ 2012
« Ответ #2 : 04 Мая 2008, 07:25:40 »

Если у вас греется т-р КТ315, попробуйте совет B.Mike :
Нужно уменьшить R12, скажем до 1кОм. Нет под рукой датащита на ЛМ-ку, она до скольки току нагрузки тянет? мА 20 то наверняка держет... Иначе от VT1 требуется коэффициент передачи не менее 80, что тяжело в ключевом режиме. Если использован транзюк не с буквами "Б" или"Г" - почти наверняка он недооткрывается. Ещё можно по пробовать заменить его на кт3102е... Удачи!


майкл:
Насчет импульсных помех надо большое кольцо или горшок и намотать несколько витков входным проводом (силовой) . Девайс работал около получаса на холостых - напряжение на карслоне доходило до 5 вольт а потом падало до 0. через некоторое время все повторялось.Температура оставалась ~  88 градусов.


майкл:
И так обещанный отчет.Транзистор 4905 один - установленный на радиаторе на ощупь практически не греется (5210 один -радиатор был горячий).Прогретая машина работала на холостых минут 20 температура оставалась ~ 88 град.Карслон периодически включался (раскручивался до 3 вольт) и выключался.Для контроля в салон была выведена лампочка. Проехав километров 10 по городу включился и работал постоянно ~ 3-5 вольт (на карлсоне).Учтите что понижение напряжения в борту включит карлсон.


Faraday:
Для контроля можно вывести вывод на неиспользованные лампочки панели (CheckEngine, например).

dikol от 14.04.2007
Спаял, сегодня установил. Заменил реле включения вентилятора на пятиконтактное, чтобы штатная система тоже работала, если что. Напряжение на датчике 3,5-3,7В, на показометре около 90°. Настроил на плате резистором. Напряжение на вентилятор подается от 5 до 12В.
Вылезла другая фишка, при включении вентилятора начала ругаться сигналка на открытую дверь. Сигналка MS Stalker с говорилкой.

Отправлено: майкл от 17.04.2007, 08:05:58
dikol,  провод который идет на блочек надо намотать витков 5 на ферритовом кольце или горшке или Ш-образном.Помехи должны уменьшится.

Отправлено: B.Mike от 17.04.2007, 12:59:49
ШИМ может плохо работать, у него питание кривое станет. Если уж ставить дросселёк, то после блочка. Т.е. между блочком и карлсоном.

Отправлено: майкл от 17.04.2007, 14:42:23
У меня работает и даже в приемнике нет помех.

Отправлено: майкл от 19.04.2007, 21:05:49
Попробуй сигналку запитать через фильтр .Еще можно попробовать повесить емкость на провод идущий от концевика двери на сигналку.


Отправлено: dikol от 26.04.2007, 04:12:08
Установил фильтр по входу, взял старый от магнитолы Wink В результате сигналка говорить перестала, вентилятор работает с плавной регулировкой, а не как до этого (правда пищать движок начал на малых оборотах) и в момент выключения зажигания включается на полную.

Отправлено: Faraday от 26.04.2007, 06:23:52
Чтоб меньше пищал надо сужать диапазон регулировки.
А откуда запитан стабилизатор 9В? От катушки зажигания? Может попробовать с другого места запитать?

Отправлено: майкл от 26.04.2007, 15:07:01
Увеличь в 2 раза сопротивление в коллекторе 315.
И что то напряжение соответствующее 90 градусам маловато.У меня получилось-для электронной -70 -6,5v  \ 90 - 4.4v  \ 92 - 4,1v .Я настраивал включение 4.8 V, работает пока претензий нет.

Отправлено: B.Mike от 26.04.2007, 16:27:37
А что это даст? Чёта я не вкурил puzzled  Кстати, полевик может сильнее греться...

Отправлено: майкл от 26.04.2007, 17:43:48
Полевик греться не будет а завал начального импульса получешь ,соответственно сдвинется начальная точка включения.У меня вообще стоит килоом и при включении на двигателе ~1,5 вольта и нечего не пищит и не греется.

Отправлено: trofimovich от 27.04.2007, 08:11:41
Поделюсь собственным опытом установки и настройки обсуждаемого здесь девайса.
Главное, что мне не понравилось в данной реализации - сильная зависимость напряжения не датчике от количества включенных потребителей (в моём случае очень сильная), хотя это и касается только режимов ХХ, но всё равно напрягает. Я решил эту проблемму установкой второго датчика температуры (в штатное место на впускной трубе УЗАМа), запитанного стабильным напряжением.  Запитывал через отдельную КРЕН8А (9В). Запитывать от той, что используется для LM-ки не стал, т.к. это лишние 50 мА при макс допустимом 100, вроде так. Схемка прилагается. Без конденсатора обведенного красным цветом почему-то довольно сильно плавало напряжение - было заметно по изменению яркости лампочки (нагрузка) при остывании ТМ106 в чайнике с цифровым термометром :-) Зато сейчас 100% уверен в порогах вне зависимости от напряжения в борт сети. Есть хорошая мыслЯ параллельно подавать напржение на схему управления через датчик включения вентилятора (который сейчас остался неудел), т.е. чтобы при выключенном зажигании, но замкнутом дачике карлсон продолжал крутиться.
P.S. Для того, чтобы сузить диапазон регулировки до 0,3V пришлось увеличить R8 до 390К.

Отправлено: Faraday от 27.04.2007, 10:23:59
А почему не запитал штатный датчик?
Вообще-то по уму, надо запитывать датчик не от источника стабилизированного напряжения, а от источника стабилизированного тока. Тогда падение напряжения на датчике (U=I*R) будет зависеть только от температуры.

Отправлено: майкл от 09.05.2007, 20:03:24
Появилась идея-покупаем это и врезаем наверно в верхний поттрубок радиатора,в блок с +9 на вход датчика ставим сопротивление и избавляемся от болтанки напряжения.Потребление управления не превышает 60 ма.

Отправлено: майкл от 16.10.2007, 10:21:57
Всем привет.Эксплуатация сего девайса показала себя очень хорошо.Стрелка выше 90 градусов не поднималась даже в жару , штатный датчик ни разу не сработал!!!!!
Обещанный отчет -  6 нога Х1 была запитана через стабилизатор - к сожалению с этой же ноги производится опрос бортового напряжения и начальный запуск генератора . Поэтому для стабилизации датчиков надо лезть внутрь и кординально менять печать!!!(потребление датчиков ~ 70 милиампер .на холодном двигателе).

Отправлено: trofimovich от 16.10.2007, 11:51:32
У меня тоже работает, ну хотя уже почти не работает...холодно стало:-) Устойчивость поддержания температуры в жаркую пору года выше всяких похвал.

Отправлено: dikol от 17.10.2007, 04:58:03
Работает! Smile Поставил на радиатор, при длительной работе он чуть-чуть тепленький. Вентилятор вообще не слышу после установки 8-и лопастной крыльчатки и кожуха от восьмерки.
Есть мысль установить IRFP90N20, его можно прямо к кузову прикрутить, без радиатора.
Что при выключении вентилятор включается - уже привык Smile

Отправлено: майкл от 22.10.2007, 16:13:04
У меня датчик запитан с блока 9 вольтами ,лампочка правда успевает подморгнуть а вот движок не включается.
~~~~~ Сообщение дописано : 18.10.2007, 15:26:49 ~~~~~
 И так у кого панель АП --не буду описывать нюансы--(чип отслеживает колебания напряжения и корректирует показания бензометра и температуры двигателя и забортной)--питание на датчики подается через диод. Было сделано-- диод удален а питание было заведено со стабилизатора ( LM 317----11вольт ),пока вроде все работает,будем посмотреть что дальше.

Отправлено: Nikolaich от 05.03.2008, 20:00:59
Не подскажут ли гуру электроники аналоги IRF4905 и хорошо бы, чтоб грелся не сильно?
А то в местных магазинах такового не нашел, IRF5210 ставить как-то опасаюсь, поелику

Отправлено: B.Mike от 05.03.2008, 23:27:20
Нарыл: STP80PF55
Записан
Faraday ТС
Ветеран форума
******

Карма +505/-3
Offline Offline

Сообщений: 4302

Екатеринбург



Nissan Qashqai SE+ 2012
« Ответ #3 : 04 Мая 2008, 07:30:24 »

Фото изделия в сборе от майкла.
Кстати, майкл, выложи фото вставки дополнительного датчика температуры в верхний потрубок радиатора.


* car.jpg (30.68 Кб, 800x529 - просмотрено 3831 раз.)
« Последнее редактирование: 20 Октября 2008, 07:20:45 от ScrewDriver » Записан
майкл
Частый гость
***

Карма +4/-0
Offline Offline

Сообщений: 119

Мос.обл.


« Ответ #4 : 07 Мая 2008, 07:21:24 »

Faraday спасибо что выложил я только собрался выложить что сумел скачать с инета а ты опередил.
Вчера кстати помеял датчик накрылся.
« Последнее редактирование: 07 Мая 2008, 07:23:34 от майкл » Записан

Все можно наладить, если вертеть в руках достаточно долго?
Вишневый Ежик
Ветеран форума
******

Карма +577/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 2007

С.-Петербург


"Ниссан-Дастер",Был Степвей 11,Логан 06,ИЖ-2126 02



Питер, Купчино
« Ответ #5 : 07 Мая 2008, 08:13:10 »

А посерединке на фото переходник с 1/2 на какую резьбу??
Записан

________________________________________________
Пусть лучше над тобой смеются, чем плачут!
Если с русской машины не течет масло - значит, оно закончилось.
ALEX157
Редкий гость
**

Карма +391/-1
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 28

Ижевск

« Ответ #6 : 07 Мая 2008, 08:30:13 »

Если есть знакомый токарь проще сделать переходник взамен датчика на радиаторе.

Мне так и не понятно смысл этого датчика?
« Последнее редактирование: 07 Мая 2008, 08:31:47 от ALEX157 » Записан
майкл
Частый гость
***

Карма +4/-0
Offline Offline

Сообщений: 119

Мос.обл.


« Ответ #7 : 07 Мая 2008, 09:11:58 »

А посерединке на фото переходник с 1/2 на какую резьбу??
На резьбу датчика извени какая уже не помню.
Если есть знакомый токарь проще сделать переходник взамен датчика на радиаторе.

Мне так и не понятно смысл этого датчика?
Штатный датчик снимать не желательно на случай отказа.
В этом случае датчик запитан со стабилизатора блока и болтанка напряжения( особенно при включении поворотников) не сказывается на работу вентилятора.Иначе на пороге включения - будет включатся в такт поворотников.
« Последнее редактирование: 07 Мая 2008, 09:14:24 от майкл » Записан

Все можно наладить, если вертеть в руках достаточно долго?
Faraday ТС
Ветеран форума
******

Карма +505/-3
Offline Offline

Сообщений: 4302

Екатеринбург



Nissan Qashqai SE+ 2012
« Ответ #8 : 07 Мая 2008, 11:05:45 »

Мне так и не понятно смысл этого датчика?
В дополнение к майклу добавлю: еще смысл в том, что штатный датчик на двигателе нежелательно запитывать со стабилизатора - будет врать указатель температуры в салоне.


« Последнее редактирование: 20 Октября 2008, 07:21:37 от ScrewDriver » Записан
boba.
Редкий гость
**

Карма +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 31

Санкт- Петербург

сейчас opel frontera

« Ответ #9 : 01 Октября 2008, 19:02:27 »

СПАСИБО за оперативность!
Записан
boba.
Редкий гость
**

Карма +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 31

Санкт- Петербург

сейчас opel frontera

« Ответ #10 : 14 Октября 2008, 19:26:04 »

собрал девайс на столе все работает спасибо откликнувшихся :eureka:вопрос знатокам уменя стоят два вентилятора посему ток будет в2 раза больше.каков выход из положения? 1.собрать второй блок?или как подключить второй полевик может кто нибудь нарисовать? puzzled
Записан
Faraday ТС
Ветеран форума
******

Карма +505/-3
Offline Offline

Сообщений: 4302

Екатеринбург



Nissan Qashqai SE+ 2012
« Ответ #11 : 15 Октября 2008, 06:50:57 »

У IRF4905 максимальный ток 74 А. Должно и на два хватить. Радиатор по-больше только.
А вообще два вентилятора - это простор для творчества, вот два варианта:
1. Сделать два блока на разные максимумы температур. Большую часть времени один работает, с повышением начинает работать второй.
2. Один вентилятор совсем не трогать, пусть остается запитанным от штатного датчика. Будет срабатывать в крайнем случае и как резерв на случай отказа регулятора тоже не плохо.

А машина, кстати, какая?
Записан
boba.
Редкий гость
**

Карма +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 31

Санкт- Петербург

сейчас opel frontera

« Ответ #12 : 15 Октября 2008, 06:58:12 »

opel frontera/ сделаю второй блок.
Записан
dikol
Основа форума
****

Карма +442/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 348

Красноярск


ИЖ 2126-030 2004г. "балтика", Омск, ГЦС ВАЗ, МПСЗ



Красноярск
ИЖ 2126-030
« Ответ #13 : 15 Октября 2008, 13:09:19 »

Кстати, та фишка, которая при выключении зажигания кратковременно включает вентилятор на полную, может указать, что вентилятор пора чистить. Поясняю: этим летом начал греться, открываю капот - вентилятор не крутится. Рукой толкнёшь - начинает вращаться. Перестал кратковременно включаться на полную при выключении зажигания. Снял вентилятор, разобрал, почистил, смазал движок. Теперь все в шоколаде Smile
Записан

МПСЗ 1.6_2, Lovato, автовентилятор

B.Mike
Администратор

*****

Карма +1234/-14
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 14383

Санкт-Петербург


WWW
Chery Amulet
« Ответ #14 : 15 Октября 2008, 19:02:14 »

Скину ка я сюда из лички:

- не могу сообразить как подключить отдельный датчик темп. без прибора. Вместо прибора сопротивление поставить? какое?

- Привет! Да, вместо показометра, надо резистор на питание кинуть. Номинал - зависит от того, как будешь подключать. Если прямо от борт сети, то похоже 180 Ом будет самое оно. Причём он должен быть на 0.5 Вт или больше. Если, как народ рекомендует, через 9-ти Вольтовую КРЕНку  - тогда похоже 82 Ома, мощностью
0.25 Вт. При этом сама КРЕНка будет сеять до 0.3 Вт.
Вот описание датчика http://www.rikor-electronics.ru/viewpage.php?page=36 там указаны его сопротивления и типовые напряжения при разных температурах. Мож пригодится...
Записан

Говорю что думаю, но думаю что говорю. Wink Во всяком случае стараюсь. ree
моя галерея      
Страниц: [1] 2 3 4 5 6 ... 32   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines

Яндекс.Метрика

Google последней посетил эту страницу 21 Апреля 2024, 21:06:01