Итак, всем спасибо за ответы.
Резюмируя ответы тех, кто писал по теме, получились следующие мнения:
1)
Так и расход топлива вроде раза в полтора меньше
Возможно в руководстве страны сильно озаботились экономичностью массовых авто. И поставили соответствующую задачу перед конструкторами. Кстати, версия подтверждается также информацией про другую работу фирмы Porshe - бензиновый двигатель, работающий на сверхбедных смесях (из той же статьи про историю восьмерки
https://www.kolesa.ru/article/system-porsche-chto-nemeckogo-bylo-v-sovetskoj-vosmerke-2015-09-27)
2)
Экология?
Возможно, на мой взгляд - маловероятно, т.к. самый первый стандарт Евро-0 был введен только в 1988 году. Двс 2108 проектировался до 1983 года.
3)
Я тебе прямо скажу, только ты не обижайся, ПОТОМУ ЧТО...
Мнение, что нам никогда не понять, что было на уме у конструкторов - не разделяю, уж что-что, а бензиновый карбюраторный двигатель - это самый простой двс, что есть в наших транспортных средствах. Принцип его работы прост и понятен, нет никаких сложных систем, вот современные двс и автоматизированные коробки - другое дело, я в них даже вникать не хочу.
4)
Двигатели надо сравнивать по моменту, который они развивают на одинаковых оборотах эксплуатационного диапазона.
Версия, высказанная и мной, доказательств пока не нашёл. Идеальным доказательством были бы характеристики, снятые с маховиков двигателей.