Об официальных героях Великой Отечественной
Форумы Автоклуба ИЖ.2126.ru
25 Ноября 2024, 19:43:41 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости: ВНИМАНИЕ Почта на домене 2126.ru прекращает свою работу
   Начало   Главная Поиск Правила Камасутра Блоги Чат Галерея Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Об официальных героях Великой Отечественной  (Прочитано 2834 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Андрей Георгиевич ТС
Ветеран форума
******

Карма +1237/-30
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4348

Пермский край


ИЖ2126-020 2003 г.в., ИЖ2126-060 1999 г.в.



г. Соликамск
Иж 2126-020, Иж 2126-060
« : 30 Апреля 2015, 23:41:01 »

В это трудно поверить, но 6-я танковая дивизия вермахта 48 часов воевала с одним-единственным советским танком КВ-1 («Клим Ворошилов»).

Этот эпизод подробно описан в мемуарах полковника Эрхарда Рауса, чья группа пыталась уничтожить советский танк. Пятидесятитонный КВ-1 расстрелял и раздавил своими гусеницами колонну из 12 грузовиков со снабжением, которая шла к немцам из захваченного города Райсеняй. Потом прицельными выстрелами уничтожил артиллерийскую батарею. Немцы, разумеется, вели ответный огонь, но безрезультатно. Снаряды противотанковых пушек не оставляли на его броне даже вмятин – пораженные этим немцы позже дали танкам КВ-1 прозвище «Призрак». Да что пушки – броню КВ-1 не могли пробить даже 150-миллиметровые гаубицы. Правда, солдатам Рауса удалось обездвижить танк, взорвав снаряд у него под гусеницей.

Но «Клим Ворошилов» и не собирался никуда уезжать. Он занял стратегическую позицию на единственной дороге, ведущей в Райсеняй, и двое суток задерживал продвижение дивизии (обойти его немцы не могли, потому что дорога проходила через болота, где вязли армейские грузовики и легкие танки).

Наконец, к исходу второго дня сражения Раусу удалось расстрелять танк из зениток. Но, когда его солдаты опасливо приблизились к стальному чудовищу, башня танка внезапно повернулась в их сторону – видимо, экипаж все еще был жив. Лишь брошенная в люк танка граната поставила точку в этом невероятном сражении...

Вот что пишет об этом сам Эрхард Раус:

"В нашем секторе не происходило ничего важного. Войска улучшали свои позиции, вели разведку в направлении Силувы и на восточном берегу Дубиссы в обоих направлениях, но в основном пытались выяснить, что же происходит на южном берегу. Мы встречали только небольшие подразделения и отдельных солдат. За это время мы установили контакте патрулями боевой группы «фон Зекендорф» и 1-й танковой дивизии у Лидавеная. При очистке лесистого района к западу от плацдарма наша пехота столкнулась с более крупными силами русских, которые в двух местах все еще удерживались на западном берегу реки Дубисса.

В нарушение принятых правил, несколько пленных, захваченных в последних боях, в том числе один лейтенант Красной Армии, были отправлены в тыл на грузовике под охраной всего лишь одного унтер-офицера. На полпути назад к Расейнаю шофер внезапно увидел на дороге вражеский танк и остановился. В этот момент русские пленные (а их было около 20 человек) неожиданно набросились на шофера и конвоира. Унтер-офицер сидел рядом с шофером лицом к пленным, когда они попытались вырвать у них обоих оружие. Русский лейтенант уже схватил автомат унтер-офицера, но тот сумел освободить одну руку и изо всех сил ударил русского, отбросив его назад. Лейтенант рухнул и увлек с собой еще несколько человек. Прежде чем пленные успели снова броситься на унтер-офицера, тот освободил левую руку, хотя его держали трое. Теперь он был совершенно свободен. Молниеносно он сорвал автомат с плеча и дал очередь по взбунтовавшейся толпе. Эффект оказался ужасным. Лишь несколько пленных, не считая раненного офицера, сумели выпрыгнуть из машины, чтобы спрятаться в лесу. Автомобиль, в котором живых пленных не осталось, быстро развернулся и помчался обратно к плацдарму, хотя танк обстрелял его.

Эта маленькая драма стала первым признаком того, что единственная дорога, ведущая к нашему плацдарму, заблокирована сверхтяжелым танком КВ-1. Русский танк вдобавок сумел уничтожить телефонные провода, связывающие нас со штабом дивизии. Хотя намерения противника оставались неясными, мы начали опасаться атаки с тыла. Я немедленно приказал 3-й батарее лейтенанта Венгенрота из 41-го батальона истребителей танков занять позицию в тылу возле плоской вершины холма поблизости от командного пункта 6-й моторизованной бригады, который также служил командным пунктом всей боевой группы. Чтобы укрепить нашу противотанковую оборону, мне пришлось развернуть на 180 градусов находившуюся рядом батарею 150-мм гаубиц. 3-я рота лейтенанта Гебхардта из 57-го саперного танкового батальона получила приказ заминировать дорогу и ее окрестности. Приданные нам танки (половина 65-го танкового батальона майора Шенка) были расположены в лесу. Они получили приказ быть готовыми к контратаке, как только это потребуется.

Время шло, но вражеский танк, заблокировавший дорогу, не двигался, хотя время от времени стрелял в сторону Расейная. В полдень 24 июня вернулись разведчики, которых я отправил уточнить обстановку. Они сообщили, что кроме этого танка не обнаружили ни войск, ни техники, которые могли бы атаковать нас. Офицер, командовавший этим подразделением, сделал логичный вывод, что это одиночный танк из отряда, атаковавшего боевую группу «фон Зекендорф».

Хотя опасность атаки развеялась, следовало принять меры, чтобы поскорее уничтожить эту опасную помеху или, по крайней мере, отогнать русский танк подальше. Своим огнем он уже поджег 12 грузовиков со снабжением, которые шли к нам из Расейная. Мы не могли эвакуировать раненых в боях за плацдарм, и в результате несколько человек скончались, не получив медицинской помощи, в том числе молодой лейтенант, раненный выстрелом в упор. Если бы мы сумели вывезти их, они были бы спасены. Все попытки обойти этот танк оказались безуспешными. Машины либо вязли в грязи, либо сталкивались с разрозненными русскими подразделениями, все еще блуждающими по лесу.

Поэтому я приказал батарее лейтенанта Венгенрота. недавно получившей 50-мм противотанковые пушки, пробраться сквозь лес, подойти к танку на дистанцию эффективной стрельбы и уничтожить его. Командир батареи и его отважные солдаты с радостью приняли это опасное задание и взялись за работу с полной уверенностью, что она не затянется слишком долго. С командного пункта на вершине холма мы следили за ними пока они аккуратно пробирались среди деревьев от одной лощины к другой. Мы были не одни. Десятки солдат вылезли на крыши и забрались на деревья с напряженным вниманием ожидая, чем кончится затея. Мы видели, как первое орудие приблизилось на 1000 метров к танку, который торчал прямо посреди дороги. Судя по всему, русские не замечали угрозы. Второе орудие на какое-то время пропало из вида, а потом вынырнуло из оврага прямо перед танком и заняло хорошо замаскированную позицию. Прошло еще 30 минут, и последние два орудия тоже вышли на исходные позиции.

Мы следили за происходящим с вершины холма. Неожиданно кто-то предположил, что танк поврежден и брошен экипажем, так как он стоял на дороге совершенно неподвижно, представляя собой идеальную мишень. (Можно представить себе разочарование наших товарищей, которые, обливаясь потом, несколько часов тащили пушки на огневые позиции, если бы так оно и было.) Внезапно грохнул выстрел первой из наших противотанковых пушек, мигнула вспышка, и серебристая трасса уперлась прямо в танк. Расстояние не превышало 600 метров. Мелькнул клубок огня, раздался отрывистый треск. Прямое попадание! Затем последовали второе и третье попадания.

Офицеры и солдаты радостно закричали, словно зрители на веселом спектакле. «Попали! Браво! С танком покончено!» Танк никак не реагировал, пока наши пушки не добились 8 попаданий. Затем его башня развернулась, аккуратно нащупала цель и начала методично уничтожать наши орудия одиночными выстрелами 80-мм орудия. Две наших 50-мм пушки были разнесены на куски, остальные две были серьезно повреждены. Личный состав потерял несколько человек убитыми и ранеными. Лейтенант Венгенрот отвел уцелевших назад, чтобы избежать напрасных потерь. Только после наступления ночи он сумел вытащить пушки. Русский танк по-прежнему наглухо блокировал дорогу, поэтому мы оказались буквально парализованными. Глубоко потрясенный лейтенант Венгенрот вместе со своими солдатами вернулся на плацдарм. Недавно полученное оружие, которому он безоговорочно доверял, оказалось совершенно беспомощным против чудовищного танка. Чувство глубокого разочарования охватило всю нашу боевую группу.

Требовалось найти какой-то новый способ овладеть ситуацией.

Было ясно, что из всего нашего оружия только 88-мм зенитные орудия с их тяжелыми бронебойными снарядами могут справиться с уничтожением стального исполина. Во второй половине дня одно такое орудие было выведено из боя под Расейнаем и начало осторожно подползать к танку с юга. КВ-1 все еще был развернут на север, так как именно с этого направления была проведена предыдущая атака. Длинноствольная зенитка приблизилась на расстояние 2000 ярдов, с которого уже можно было добиться удовлетворительных результатов. К несчастью грузовики, которые ранее уничтожил чудовищный танк, все еще догорали по обочинам дороги, и их дым мешал артиллеристам прицелиться. Но, с другой стороны, этот же дым превратился в завесу, под прикрытием которой орудие можно было подтащить еще ближе к цели. Привязав к орудию для лучшей маскировки множество веток, артиллеристы медленно покатили его вперед, стараясь не потревожить танк.

Наконец расчет выбрался на опушку леса, откуда видимость была отличной. Расстояние до танка теперь не превышало 500 метров. Мы подумали, что первый же выстрел даст прямое попадание и наверняка уничтожит мешающий нам танк. Расчет начал готовить орудие к стрельбе.

Хотя танк не двигался со времени боя с противотанковой батареей, оказалось, что его экипаж и командир имеют железные нервы. Они хладнокровно следили за приближением зенитки, не мешая ей, так как пока орудие двигалось, оно не представляло никакой угрозы для танка. К тому же чем ближе окажется зенитка, тем легче будет уничтожить ее. Наступил критический момент в дуэли нервов, когда расчет принялся готовить зенитку к выстрелу. Для экипажа танка настало время действовать. Пока артиллеристы, страшно нервничая, наводили и заряжали орудие, танк развернул башню и выстрелил первым! Каждый снаряд попадал в цель. Тяжело поврежденная зенитка свалилась в канаву, несколько человек расчета погибли, а остальные были вынуждены бежать. Пулеметный огонь танка помешал вывезти орудие и подобрать погибших.

Провал этой попытки, на которую возлагались огромные надежды, стал для нас очень неприятной новостью. Оптимизм солдат погиб вместе с 88-мм орудием. Наши солдаты провели не самый лучший день, жуя консервы, так как подвезти горячую пищу было невозможно.

Однако самые большие опасения улетучились, хотя бы на время. Атака русских на Расейнай была отбита боевой группой «фон Зекендорф», которая сумела удержать высоту 106. Теперь можно было уже не опасаться, что советская 2-я танковая дивизия прорвется к нам в тыл и отрежет нас. Оставалась лишь болезненная заноза в виде танка, который блокировал наш единственный путь снабжения. Мы решили, что если с ним не удалось справиться днем, то уж ночью мы сделаем это. Штаб бригады несколько часов обсуждал различные варианты уничтожения танка, и начались приготовления сразу к нескольким из них.

Наши саперы предложили ночью 24/25 июня просто подорвать танк. Следует сказать, что саперы не без злорадного удовлетворения следили за безуспешными попытками артиллеристов уничтожить противника. Теперь наступил их черед попытать удачу. Когда лейтенант Гебхардт вызвал 12 добровольцев, все 12 человек дружно подняли руки. Чтобы не обидеть остальных, был выбран каждый десятый. Эти 12 счастливчиков с нетерпением ожидали приближения ночи. Лейтенант Гебхардт, который намеревался лично командовать операцией, детально ознакомил всех саперов с общим планом операции и персональной задачей каждого из них в отдельности. После наступления темноты лейтенант во главе маленькой колонны двинулся в путь. Дорога проходила восточное высоты 123, через небольшой песчаный участок к полоске деревьев, среди которых был обнаружен танк, а потом через редкий лес к старому району сосредоточения.

Бледного света звезд, мерцающих в небе, было вполне достаточно, чтобы обрисовать контуры ближайших деревьев, дорогу и танк. Стараясь не производить никакого шума, чтобы не выдать себя, разувшиеся солдаты выбрались на обочину и стали с близкого расстояния рассматривать танк, чтобы наметить наиболее удобный путь. Русский гигант стоял на том же самом месте, его башня замерла. Повсюду царили тишина и покой, лишь изредка в воздухе мелькала вспышка, за которой следовал глухой раскат. Иногда с шипением пролетал вражеский снаряд и рвался возле перекрестка дорог к северу от Расейная. Это были последние отзвуки тяжелого боя, шедшего на юге целый день. К полу¬ночи артиллерийская стрельба с обеих сторон окончательно прекратилась.

Внезапно в лесу на другой стороне дороги послышались треск и шаги. Похожие на призраки фигуры бросились к танку, что-то выкрикивая на бегу. Неужели это экипаж? Затем раздались удары по башне, с лязгом откинулся люк и кто-то выбрался наружу. Судя по приглушенному звяканью, это принесли еду. Разведчики немедленно доложили об этом лейтенанту Гебхардту, которому начали досаждать вопросами: «Может, броситься на них и захватить в плен? Это, похоже, гражданские». Соблазн был велик, так как сделать это казалось очень просто. Однако экипаж танка оставался в башне и бодрствовал. Такая атака встревожила бы танкистов и могла поставить под угрозу успех всей операции. Лейтенант Гебхардт неохотно отверг предложение. В результате саперам пришлось прождать еще час, пока гражданские (или это были партизаны?) уйдут.

За это время была проведена тщательная разведка местности. В 01.00 саперы начали действовать, так как экипаж танка уснул в башне, не подозревая об опасности. После того как на гусенице и толстой бортовой броне были установлены подрывные заряды, саперы подожгли бикфордов шнур и отбежали. Через несколько секунд гулкий взрыв разорвал ночную тишину. Задача была выполнена, и саперы решили, что добились решительного успеха. Однако не успело эхо взрыва умолкнуть среди деревьев, ожил пулемет танка, и вокруг засвистели пули. Сам танк не двигался. Вероятно, его гусеница была перебита, но выяснить это не удалось, так как пулемет бешено обстреливал все вокруг. Лейтенант Гебхардт и его патруль вернулись на плацдарм заметно приунывшие. Теперь они уже не были уверены в успехе, к тому же оказалось, что один человек пропал без вести. Попытки найти его в темноте ни к чему не привели.

Незадолго до рассвета мы услышали второй, более слабый, взрыв где-то рядом с танком, причины которому найти не могли. Танковый пулемет снова ожил и в течение нескольких минут поливал свинцом все вокруг. Затем опять наступила тишина.

Вскоре после этого начало светать. Лучи утреннего солнца окрасили золотом леса и поля. Тысячи капелек росы бриллиантами засверкали на траве и цветах, запели ранние пташки. Солдаты начали потягиваться и сонно моргать, поднимаясь на ноги. Начинался новый день.

Солнце еще не успело подняться высоко, когда босоногий солдат, повесив связанные ботинки через плечо, прошествовал мимо командного пункта бригады. На его несчастье первым заметил его именно я, командир бригады, и грубо подозвал к себе. Когда перепуганный путник вытянулся передо мной, я доходчивым языком потребовал объяснений его утренней прогулки в столь странном виде. Он что, последователь папаши Кнейпа? Если да, то здесь не место демонстрировать свои увлечения. (Папаша Кнейп в XIX веке создал общество под девизом «Назад к природе» и пропо¬ведовал физическое здоровье, холодные ванны, сон на открытом воздухе и тому подобное.)

Сильно испугавшись, одинокий странник начал путаться и невнятно блеять. Каждое слово из этого молчаливого нарушителя приходилось вытаскивать буквально клещами. Однако с каждым его ответом мое лицо светлело. Наконец я с улыбкой похлопал его по плечу и с благодарностью пожал руку. Стороннему наблюдателю, не слышавшему, что говорится, такое развитие событий могло показаться крайне странным. Что мог сообщить босоногий парень, чтобы отношение к нему изменилось столь стремительно? Я не мог удовлетворить это любопытство, пока не был отдан приказ по бригаде на текущий день с отчетом молодого сапера.

«Я прислушивался к часовым и лежал в канаве рядом с русским танком. Когда все было готово, я вместе с командиром роты подвесил подрывной заряд, который был вдвое тяжелее, чем требовали наставления, к гусенице танка, и поджег фитиль. Так как канава была достаточно глубокой, чтобы обеспечить укрытие от осколков, я ожидал результатов взрыва. Однако после взрыва танк продолжал осыпать опушку леса и кювет пулями. Прошло более часа, прежде чем противник успокоился. Тогда я подобрался к танку и осмотрел гусеницу в том месте, где был установлен заряд. Было уничтожено не более половины ее ширины. Других повреждений я не заметил.

Когда я вернулся к точке сбора диверсионной группы, она уже ушла. Разыскивая свои ботинки, которые я оставил там, я обнаружил еще один забытый подрывной заряд. Я забрал его и вернулся к танку, взобрался на корпус и подвесил заряд к дулу пушки в надежде повредить его. Заряд был слишком мал, чтобы причинить серьезные повреждения самой машине. Я заполз под танк и подорвал его.

После взрыва танк немедленно обстрелял опушку леса и кювет из пулемета. Стрельба не прекращалась до рассвета, лишь тогда я сумел выползти из-под танка. Я с грустью обнаружил, что мой заряд все-таки был слишком мал. Добравшись до точки сбора, я попытался надеть ботинки, но выяснил, что они слишком малы и вообще это не моя пара. Один из моих товарищей по ошибке надел мои. В результате мне пришлось возвращаться босиком, и я опоздал».

Это была подлинная история смелого человека. Однако, несмотря на его усилия, танк продолжал блокировать дорогу, обстреливая любой движущийся предмет, который замечал. Четвертым решением, которое родилось утром 25 июня, был вызов пикировщиков Ju-87 для уничтожения танка. Однако нам было отказано, поскольку самолеты требовались буквально повсюду. Но даже если бы они нашлись, вряд ли пикировщики сумели бы уничтожить танк прямым попаданием. Мы были уверены, что осколки близких разрывов не испугают экипаж стального гиганта.

Но теперь этот проклятый танк требовалось уничтожить любой ценой. Боевая мощь гарнизона нашего плацдарма будет серьезно подорвана, если не удастся разблокировать дорогу. Дивизия не сумеет выполнить поставленную перед ней задачу. Поэтому я решил использовать последнее оставшееся у нас средство, хотя этот план мог привести к большим потерям в людях, танках и технике, но при этом не обещал гарантированного успеха. Однако мои намерения должны были ввести противника в заблуждение и помочь свести наши потери к минимуму. Мы намеревались отвлечь внимание КВ-1 ложной атакой танков майора Шенка и подвезти поближе 88-мм орудия, чтобы уничтожить ужасного монстра. Местность вокруг русского танка способствовала этому. Там имелась возможность скрытно подкрасться к танку и устроить наблюдательные посты в лесистом районе восточное дороги. Так как лес был довольно редким, наши верткие PzKw-35t могли свободно двигаться во всех направлениях.

Вскоре прибыл 65-й танковый батальон и начал обстреливать русский танк с трех сторон. Экипаж КВ-1 начал заметно нервничать. Башня вертелась из стороны в сторону, пытаясь поймать на прицел нахальные германские танки. Русские стреляли по целям, мелькающим среди деревьев, но все время опаздывали. Германский танк появлялся, но буквально в то же мгновение исчезал. Экипаж танка КВ-1 был уверен в прочности своей брони, которая напоминала слоновью шкуру и отражала все снаряды, однако русские хотели уничтожить досаждающих им противников, в то же время продолжая блокировать дорогу.

К счастью для нас, русских охватил азарт, и они перестали следить за своим тылом, откуда к ним приближалось несчастье. Зенитное орудие заняло позицию рядом с тем местом, где накануне уже было уничтожено одно такое же. Его грозный ствол нацелился на танк, и прогремел первый выстрел. Раненный КВ-1 попытался развернуть башню назад, по зенитчики за это время успели сделать еще 2 выстрела. Башня перестала вращаться, однако танк не загорелся, хотя мы этого ожидали. Хотя противник больше не реагировал на наш огонь, после двух дней неудач мы не могли поверить в успех. Были сделаны еще 4 выстрела бронебойными снарядами из 88-мм зенитного орудия, которые вспороли шкуру чудовища. Его орудие беспомощно задралось вверх, но танк продолжал стоить на дороге, которая больше не была блокирована.

Свидетели этой смертельной дуэли захотели подойти поближе, чтобы проверить результаты своей стрельбы. К своему величайшему изумлению, они обнаружили, что только 2 снаряда пробили броню, тогда как 5 остальных 88-мм снарядов лишь сделали глубокие выбоины на ней. Мы также нашли 8 синих кругов, отмечающих места попадания 50-мм снарядов. Результатом вылазки саперов были серьезное повреждение гусеницы и неглубокая выщербина на стволе орудия. Зато мы не нашли никаких следов попаданий снарядов 37-мм пушек и танков PzKW-35t. Движимые любопытством, наши «давиды» вскарабкались на поверженного «голиафа» в напрасной попытке открыть башенный люк. Несмотря на все усилия, его крышка не поддавалась.

Внезапно ствол орудия начал двигаться, и наши солдаты в ужасе бросились прочь. Только один из саперов сохранил самообладание и быстро сунул ручную гранату в пробоину, сделанную снарядом в нижней части башни. Прогремел глухой взрыв, и крышка люка отлетела в сторону. Внутри танка лежали тела отважного экипажа, которые до этого получили лишь ранения. Глубоко потрясенные этим героизмом, мы похоронили их со всеми воинскими почестями. Они сражались до последнего дыхания, но это была лишь одна маленькая драма великой войны.

После того как единственный тяжелый танк в течение 2 дней блокировал дорогу, она начала-таки действовать. Наши грузовики доставили на плацдарм снабжение, необходимое для последующего наступления".

Историческая справка

6-я танковая дивизия вермахта входила в состав 41-го танкового корпуса. Вместе с 56-м танковым корпусом он составлял 4-ю танковую группу — главную ударную силу группы армий «Север», в задачу которой входили захват Прибалтики, взятие Ленинграда и соединение с финнами. 6-й дивизией командовал генерал-майор Франц Ландграф. Она была вооружена в основном танками чехословацкого производства PzKw-35t — легкими, с тонкой броней, но обладавшими высокой маневренностью и проходимостью. Было некоторое количество более мощных PzKw-III и PzKw-IV. Перед началом наступления дивизия была разделена на две тактические группы. Более мощной командовал полковник Эрхард Раус, более слабой — подполковник Эрих фон Зекендорф.

В первые два дня войны наступление дивизии шло успешно. К вечеру 23 июня дивизия захватила литовский город Расейняй и форсировала реку Дубисса. Поставленные перед дивизией задачи были выполнены, но немцев, уже имевших опыт кампаний на западе, неприятно поразило упорное сопротивление советских войск. Одно из подразделений группы Рауса попало под огонь снайперов, занимавших позиции на фруктовых деревьях, росших на лугу. Снайперы убили нескольких немецких офицеров, задержали наступление немецких подразделений почти на час, не дав им возможности быстро окружить советские части. Снайперы были заведомо обречены, поскольку оказались внутри расположения немецких войск. Но они выполняли задачу до конца. На западе ничего подобного немцы не встречали.

Каким образом единственный КВ-1 оказался утром 24 июня в тылу группы Рауса — непонятно. Не исключено, что он просто заблудился. Тем не менее, в итоге танк перекрыл единственную дорогу, ведущую из тыла к позициям группы.

Этот эпизод описан не штатными коммунистическими пропагандистами, а самим Эрхардом Раусом. Раус затем всю войну отвоевал на Восточном фронте, пройдя Москву, Сталинград и Курск, и закончил ее в должности командующего 3-й танковой армией и в звании генерал-полковника. Из 427 страниц его мемуаров, непосредственно описывающих боевые действия, 12 посвящены двухдневному бою с единственным русским танком у Расейняя. Рауса явно потряс этот танк. Поэтому причин для недоверия нет. Советская историография обошла данный эпизод вниманием. Более того, поскольку впервые в отечественной печати он был упомянут Суворовым-Резуном, некоторые «патриоты» стали «разоблачать» подвиг. В смысле — не подвиг это, а так себе.

КВ, экипаж которого составляет 4 человека, «обменял» себя на 12 грузовиков, 4 противотанковые пушки, 1 зенитное орудие, возможно, на несколько танков, а также на несколько десятков убитых и умерших от ран немцев. Это само по себе выдающийся результат, учитывая тот факт, что до 1945 года в подавляющем большинстве даже победных боев наши потери оказывались выше немецких. Но это только прямые потери немцев. Косвенные — потери группы Зекендорфа, которая, отражая советский удар, не могла получить помощь от группы Рауса.

Соответственно, по той же причине потери нашей 2-й танковой дивизии были меньше, чем в случае, если бы Раус поддержал Зекендорфа.

Однако, пожалуй, важнее прямых и косвенных потерь людей и техники стала потеря немцами времени. Вермахт 22 июня 1941 года на всем Восточном фронте имел всего 17 танковых дивизий, в том числе в 4-й танковой группе — 4 танковые дивизии. Одну из них и держал в одиночку КВ. Причем 25 июня 6-я дивизия не могла наступать исключительно по причине наличия в ее тылу единственного танка. Один день промедления одной дивизии — очень много в условиях, когда немецкие танковые группы наступали в высоком темпе, разрывая оборону РККА и устраивая ей множество «котлов». Вермахт ведь фактически выполнил задачу, поставленную «Барбароссой», почти полностью уничтожив ту Красную армию, которая противостояла ему летом 41-го. Но из-за таких «казусов», как непредвиденный танк на дороге, сделал это гораздо медленнее и с гораздо большими потерями, чем планировалось. И нарвался в конце концов на непроходимую грязь русской осени, смертельные морозы русской зимы и сибирские дивизии под Москвой. После чего война перешла в безнадежную для немцев затяжную стадию.

И все же самое удивительное в этом бою — поведение четырех танкистов, имен которых мы не знаем и не узнаем никогда. Они создали немцам больше проблем, чем вся 2-я танковая дивизия, к которой, видимо, КВ и принадлежал. Если дивизия задержала немецкое наступление на один день, то единственный танк — на два. Недаром Раусу пришлось отнимать зенитки у Зекендорфа, хотя, казалось бы, должно было быть наоборот.

Практически невозможно предположить, что танкисты имели специальное задание перекрыть единственный путь снабжения группы Рауса. Разведка у нас в тот момент просто отсутствовала. Значит, танк оказался на дороге случайно. Командир танка сам понял, какую важнейшую позицию он занял. И сознательно стал ее удерживать. Вряд ли стояние танка на одном месте можно трактовать как отсутствие инициативы, слишком умело действовал экипаж. Наоборот, стояние и было инициативой.

Безвылазно просидеть в тесной железной коробке два дня, причем в июньскую жару, — само по себе пытка. Если эта коробка к тому же окружена противником, цель которого — уничтожить танк вместе с экипажем (вдобавок танк — не одна из целей врага, как в «нормальном» бою, а единственная цель), для экипажа это уже совершенно невероятное физическое и психологическое напряжение. Причем почти все это время танкисты провели не в бою, а в ожидании боя, что в моральном плане несравненно тяжелее.

Все пять боевых эпизодов — разгром колонны грузовиков, уничтожение противотанковой батареи, уничтожение зенитки, стрельба по саперам, последний бой с танками — суммарно вряд ли заняли даже час. Остальное время экипаж КВ гадал, с какой стороны и в какой форме их будут уничтожать в следующий раз. Особенно показателен бой с зениткой. Танкисты сознательно медлили, пока немцы не установили пушку и не начали готовиться к стрельбе, — чтобы самим выстрелить наверняка и кончить дело одним снарядом. Попробуйте хотя бы примерно представить себе такое ожидание.

Более того, если в первый день экипаж КВ еще мог надеяться на приход своих, то на второй, когда свои не пришли и даже шум боя у Расейняя затих, стало яснее ясного: железная коробка, в которой они жарятся второй день, достаточно скоро превратится в их общий гроб. Они приняли это как данность и продолжали воевать.

Факт остается фактом: один танк сдерживал продвижение боевой группы "Раус". И если кто то считает что подвигом является только сдерживание танковой группы, не меньше, то неужели противостояние группе "Раус" таковым не является??
http://ruposters.ru/news/30-04-2015/odin_sovetskij_tank_dvoe_sutok_voeval_protiv_tankovoj_divizii_vermahta
Записан

Андрей Георгиевич ТС
Ветеран форума
******

Карма +1237/-30
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4348

Пермский край


ИЖ2126-020 2003 г.в., ИЖ2126-060 1999 г.в.



г. Соликамск
Иж 2126-020, Иж 2126-060
« Ответ #1 : 30 Апреля 2015, 23:49:13 »

Редчайший иконостас. Константин Иосифович Недорубов. Кстати, был награжден и красными революционными шароварами.
Записан

Olga*
Ветеран форума
******

Карма +365/-4
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 2147

Москва, Южное Чертаново


Пост! ;-)



Москва
Тойота Корола 2003 (120) и Иж 2126
« Ответ #2 : 01 Мая 2015, 00:07:54 »

Герой!!!
Записан

«МАЛОДЕТНОСТЬ – это отложенное народное самоубийство»
Если, вдруг, в технической теме появится грамотный ответ - это не я - это мой муж :-)
"С юных лет приучайся прощать недостатки своим ближним, и никогда не прощай своих собственных" А. В. Суворов
Преступность и коррупция зависят от грехов людей, а не от политических систем - Патриарх Кирилл
"Зло нужно останавливать в самом себе, потому что, покинув человека, оно начинает самостоятельно жить вовне"
МихаилК
Живёт здесь
*****

Карма +322/-2
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 686

Сосновая Поляна




Питер
ИЖ 2126-030, ВАЗ 21310
« Ответ #3 : 01 Мая 2015, 09:15:29 »

Сильно! Герои! И не одной эпохи!
Сразу вспомнились былинные богатыри.
Низкий поклон им...
Записан

Человека карают только те боги, в которых он верит.
vadeek
Мастер
Ветеран форума
******

Карма +652/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 6736





Магнитогорск Челябинская обл., чаще в Башкирии
На чëм придётся
« Ответ #4 : 01 Мая 2015, 21:15:06 »

Только Вечная память о наших Героях будет нашей благодарностью за нашу жизнь...
Записан

Андрей Георгиевич ТС
Ветеран форума
******

Карма +1237/-30
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4348

Пермский край


ИЖ2126-020 2003 г.в., ИЖ2126-060 1999 г.в.



г. Соликамск
Иж 2126-020, Иж 2126-060
« Ответ #5 : 02 Мая 2015, 22:33:08 »

Как советский грузовик взял в плен немецкий истребитель
15:4329.04.2015 (обновлено: 20:00 29.04.2015)
На войне майора авиации воронежца Евгения Николаевича Джулая смерть настигала дважды. Сейчас Евгению Николаевичу 91 год. Страшные сны о войне Евгению Николаевичу снятся до сих пор.

ВОРОНЕЖ, 29 апр — РИА Новости. На войне майора авиации воронежца Евгения Николаевича Джулая смерть настигала дважды. И еще раз — уже после Победы, когда в Карпатах его машина попала к бандеровцам. Но каждый раз он оставался жив. Как брал в разведке "языка", пленил на своей машине заблудившийся немецкий истребитель, и как его чуть не застрелил бандеровец, ветеран Великой Отечественной войны рассказал РИА Новости.

Командир экстерном

На войну Евгений Николаевич попал в 1942 году, несмотря на бронь. В селе Садовое Воронежской области, куда он вернулся, отучившись в городе Острогожске в школе механизации сельского хозяйства на шофера-механика, Джулай работал в комиссии по приему техники для Рабоче-крестьянской Красной армии.

"Набирали три-четыре машины — и в Воронеж. Я три раза пригонял. Была "бронь", но военкомат получил задание добрать, и мобилизовали. Я в списках карандашом был обозначен. Не хватило кого-то, и меня взяли", — вспоминает Джулай. Это он уже выяснил после войны.

За месяц в городе Усмань из него и остальных мобилизованных сделали в учебном полку младших командиров. Выпустился оттуда Джулай сержантом-пулеметчиком, получил сухой паек, концентраты, портянки, и в вагоны — под Воронеж, в поселок Сомово.

"Всю ночь грузили там раненых в вагоны. С Сомово пошли пешком на Воронеж. И все дурачились. Некоторые — с рогатками пришли", — вспоминает Джулай.

На окраине Воронежа, в Отрожке, бойцы попали под обстрел и разбежались от страха.

"Я бы тоже убежал, но командир роты меня взял связным, я за него ухватился… Три дня собирали разбежавшихся бойцов в Отрожке, и никого не наказали. Защитники, вашу мать!" — рассказывает Евгений Николаевич.

Перебазировавшись на другую окраину Воронежа, в Масловку, он попал в состав 100-й дивизии — заместителем командира пулеметного взвода.

"По дороге от Рогачевки на Воронеж макеты машин, пушек, танков деревянных возили — имитировали подход войск. По два, по три раза в день мотались. И мы со взводом строем как пехота шли, растягивались, чтоб нас больше казалось", — улыбается Евгений Николаевич.

По его словам, противник "клюнул" на эти маневры, и из-под Сталинграда были сняты две дивизии.

"Как-то утром рано приходит ко мне комиссар: "Пойдем, сынок, поглядим, как у тебя там солдатики твои несут службу". Зима, мороз, много снега. Бойцы в траншеях сидят. Через пять, десять метров — солдат, солдат, солдат… Один — нормально, другой — нормально, а третий говорит, показывая в сторону немцев: "Вы понимаете, там бугорочек такой, и оттуда что-то, дымок даже появляется там", — говорит Евгений Николаевич.

Поправил Джулай автомат на шее, взял бинокль и стал смотреть — "да, есть что-то". И тут щелчок, комиссар отдернул его.

"А ну, давай автомат", — говорит мне. Автомат взял — затвора нет. Протянул руку, и оттуда берет пулю расплюснутую. Лепешка пули", — вспоминает Джулай.

Через неделю его отобрали в разведчики.


© РИА Новости. Алексей Андреев
Ветеран Евгений Джулай
"Язык" спас жизнь

В разведку, в тыл к немцам, на занятый ими правый берег Воронежа и дальше, за Дон, Джулай ходил три раза. В первый раз как стажер, во второй взял "языка" и получил медаль "За отвагу", а командир его группы — орден "Красной Звезды".

"Пять дней я поносил всего эту медаль и больше не видел. Третий раз нашей группе из трех человек дали двух саперов со взрывчаткой. Мы должны были их вывести туда, где склады. Мы обнаружили в оврагах большое количество складов — там и машины, и пушки в огромном количестве", — вспоминает Джулай.

Работали они с саперами по ночам, а днем отсиживались в стогах сена.

Саперы свою работу сделали, и не успела группа отойти, как раздался сильный взрыв. Немцы стали искать диверсантов, и пришлось разведчикам с саперами выбираться другим путем, а не тем, где их ждали три дня.

"Есть нечего, пить нечего, хорошо хоть снег есть…" — рассказывает Джулай.

К своим они вышли на восьмой день. На них уже успели отправить похоронки.

Недалеко от линии фронта группа встретила двух немцев. Одного уничтожили, а второго взяли как "языка". Немец идти не хотел, и тогда рослый и сильный Джулай взял его на спину и потащил на себе.

"Наши не ожидали нас в том месте встретить, и чуть не побили. "Ребята, свои!" — закричал наш командир. И немцы увидели — открыли огонь. И "языка" этого на мне убили", — вспоминает Евгений Николаевич. Командир группы сказал Джулаю тогда, что ему повезло — если б не немец, погиб бы.

Уже добралась группа до своих, и тут противник опять заметил их и "накрыл" минометами. Мина взорвалась в 3 метрах от Джулая. Осколки попали в бедро.

Вторая похоронка матери

Он помнит, что второго разведчика убило осколками в грудь, остальные были живы. Но больше ни своего командира, ни тех саперов он не видел.

Кровь в ватных брюках и валенках замерзла, вся нога обледенела, когда раненого Джулая везли на поезде в госпиталь Мичуринска. Собирались уже провести ампутацию, но тут появился старый доктор и сказал не спешить. Несколько дней спасали ногу. Приходил тот старый доктор: "Пальцы шевелятся?" — "Не шевелятся". — "Давайте уколы". Восстановили ногу.

До разведки Евгений Николаевич часто писал домой письма. А тут месяц от него ничего не было. Дома по нему уже справили панихиду.

"Когда нога зашевелилась, написал домой. Ответа нет. Подумал — сгорела деревня. И тут через 10 дней медсестра приходит: "К вам мама приехала". Увидела меня, плохо ей стало", — на глазах Евгения Николаевича выступают слезы.

Мать на отца получила похоронку, а через три дня — на него.

Три месяца лежал Джулай в госпитале, оттуда распределили его по специальности — шофером санитарной машины на аэродром Мичуринска.

"С месяц я так побыл, просил самую сложную технику, изучал специальные машины. На аэродроме как: на каждой машине оборудование, а это оборудование дороже самой машины. Прошло время — медаль мне "За боевые заслуги". Я спрашиваю: "За какие это заслуги?" Оказывается, я столько машин восстановил", — говорит Джулай.


© РИА Новости. Алексей Андреев
Медаль "За отвагу" ветерана Евгения Джулая
Немца приняли за Покрышкина

После Курской дуги полк, в котором служил Джулай, пошел вперед. Аэродромы менялись часто. Бывало, самолеты взлетали с одного, а садились уже на другой. И машины обслуживания должны были встречать их на новом месте.

"И вот уже перешли на территорию Польши. Там дороги лучше были, там пошла наша жизнь уже веселее, и, главное, мы уже гоним немца!" — рассказывает Джулай.

На аэродроме он командовал машинами — заправлял самолеты. Это была уже весна 1944 года.

"Мы с Покрышкиным, как с вами вот, три раза разговаривали. Он летал на немецком самолете. Мы бежим к нему, на "ура" поднимаем… Ну, заправить — заправили, но потом ему надо бомбочки там, патроны зарядить… Покормить его надо", — говорит Джулай.

Самолеты, по его словам, одно время заправляли они на "широченной" автостраде "Берлин — Варшава". Танки перегораживали трассу, самолеты садились, заправлялись и взлетали.

"Так вот, у Покрышкина спрашиваем: "Как же вы летаете на немецком самолете? Наши же зенитчики вас должны сбить!"

"Ой, вы знаете, у нас хорошие зенитчики. Сколько стреляли по мне — ни разу не попали", — отшутился Покрышкин.

"Все мы смеялись", — улыбается Джулай.

Когда в мае 1944 года аэродром перебазировался в небольшой лес, над ним "прошел" немецкий "Мессершмитт".

"Ребята, быстрее, Покрышкин идет на посадку! Я говорю водителю второй машины Коле Колесниченко: "Ты подъезжаешь с хвоста — у самолета в двух местах заправочные люки, а я — спереди. Вот он развернулся и идет на посадку. Садится и рулит сюда, на стоянку. Остановился, винты крутятся. Я подъезжаю, Коля — сзади. Летчик колпак открывает, встал из самолета… Немец!" — кажется, тому случаю Джулай удивляется до сих пор.

Летчик посмотрел ему в глаза и понял, что попал к русским.

"Он отсюда взлетал, и другие самолеты, с которыми он летел, сели на новом аэродроме, а он, наверное, проспал, когда говорили это, и сел тут. И вот мы его застопорили. Коля вскочил на самолет и пистолет у него забрал. Он садится, чтобы включить и взлететь, а я прямо под винты ему машину поставил", — улыбается Джулай.

С КПП тем временем подъехал "виллис" с четырьмя офицерами, и летчика увели. А Джулай с другим водителем поехали заправлять свои самолеты, которые заходили на посадку.

"Тот случай стал легендарным — аэродромные шоферы пленили немецкого летчика. Приехали на Ли-2 фотокорреспонденты, начали фотографировать нас, спрашивали, как мы это сделали. А мы отвечаем, что некогда нам, надо заправляться", — говорит Джулай. Это была единственная его фотография во время войны. Она и сейчас у Евгения Николаевича.

"С войной покончили мы счеты"

Войну заканчивал Джулай старшиной и командиром взвода. Остановился их аэродром в 60 километрах от Берлина. Принимали участие в штурме Зееловских высот — включали прожектора, чтобы ослепить противника.

"В Берлине так и не удалось мне побывать. Жалею. Сколько собирались поехать в виде экскурсии по Берлину — не получилось. А сейчас куда уже мне? Я уже в магазин не могу дойти", — вздыхает Евгений Николаевич.

Джулай был дежурным по роте, когда узнал, что война закончилась.

"Бегу туда, где офицеры отдыхают: "Тревога!" Они как вскочили — "Твою мать! Ты что так пугаешь!" Как пошли на аэродроме со всех самолетов, со всех автоматов, такая стрельба была! Утро настало — притихли немножко", — вспоминает Джулай.


© РИА Новости. Алексей Андреев
Ветеран Евгений Джулай
Встреча с бандеровцами

Осенью аэродром перевели в Житомир на Украине. Джулаю надо было приехать туда и подготовить место для автороты, а капитану, начальнику группы продовольственного снабжения — заготовить продукты и организовать питание в летной столовой.

"И вот начпрод загружает "форд" лучшими продуктами, берем автомат, пистолеты с собой и едем. Доезжаем до границы — не пропускают. Бандеровцы свирепствуют в Карпатах. Только колоннами, и колонны с бронетранспортерами, самоходками, то есть вооруженные", — говорит Джулай.

Капитан пошел к коменданту со словами "мне нельзя ждать". Объяснил, что у него продукты, что прилетят летчики, и их кормить надо. Комендант дал пропуск.

"Миновали мы город Буск, где нас отлично встретили, и поехали по винтовой карпатской дороге. Едем хорошо, "форд" новый, американский. Вдруг… Я на него смотрю, он — на меня. Впереди вышла шайка бандеровцев, человек шесть наверно. Гранаты висят, автоматы — все обвешаны, усатые такие", — рассказывает Джулай.

Тогда ходила легенда, что авиаторов бандеровцы не трогают. Мол, их авиация не беспокоила, в отличие от артиллерии и пехоты.

"Капитан подумал об этом, и я подумал об этом. Ну что делать? Врезаться в эту группу — впереди будут еще. Развернуться назад — там тоже, их три-четыре группы выходят на дорогу. Останавливаемся. Я спрашиваю: "Что, ребята?" — говорит Джулай.

Их вытащили из машины, отобрали оружие. Пока один из бандеровцев держал под прицелом Джулая и капитана, остальные наскоро выгружали ящики с продуктами, затем пошли к лесу.

"Кричат: "Давай их сюда! Вздернуть!" А я пока стоял перед ним, гадом, думал: знают ведь наши, что мы уехали с такими продуктами, а сейчас нас убьют, и никто не узнает, куда мы делись. Дезертирами посчитают", — рассказывает Евгений Николаевич. Тогда у него и появилась первая седина.

Кроме "конвоира" все бандеровцы скрылись уже в лесу. Тот пытался пленников тоже туда загнать, но видя, что не получится, дал очередь. Джулай упал в кювет, а капитану автоматом прошило плечо.

Выяснилось, что сзади шла автоколонна с бронетранспортерами, и бандеровцы, узнав о ней, убежали. Раненого капитана забрали, автоматчики загрузили обратно брошенные бандеровцами продукты.

"Я сел ехать, и не могу. Педаль не нажму, ноги трусятся. Мандраж такой был… Не могу. В колонне было два шофера в запасе, одного мне дали. Я подвинулся. Довезли нас до контрольно-пропускного пункта, сдали, и поехали они дальше", — вспоминает Джулай.

Медаль отца

Из Житомира аэродром, где служил Джулай, перебросили в Калиновку. Оттуда Евгения Николаевича забрали в Винницу на курсы подготовки офицеров. Отучившись год, он сдал экзамены лучше всех, получил звание лейтенанта и остался командиром учебного взвода готовить другую группу. Потом в его жизни была Куба, Польша, а уволился Джулай в 1972 году майором. Перед этим он семь лет был начальником автотракторной и электрогазовой службы полка.

"У нас было такое оборудование, что могли даже свой кислород добывать — своя добывающая кислородная станция была на трех машинах", — говорит Джулай.

А медаль "За отвагу", которую он в бытность разведчиком, успел пять дней поносить, Евгений Николаевич вернул. Обратился Джулай в архив Минобороны и оказалось, что отец его, Николай Иосифович, был ранен под Сталинградом, попал в госпиталь, а потом снова вернулся в Сталинград и героически погиб. И вместе со своей медалью ветеран получил удостоверение медали "За отвагу", которой был награжден его отец.

Сейчас Евгению Николаевичу 91 год. У него двое детей, двое внучек, правнучка. Сын — летчик, майор. Уже на пенсии, живет в Одессе. И зять — тоже военный, полковник. Страшные сны о войне Евгению Николаевичу снятся до сих пор. А когда в фильме о войне падает солдат, Джулаю кажется, что он прячется за ним, и тело убитого товарища спасает его от смерти.

РИА Новости http://ria.ru/victory70/20150429/1061641167.html#ixzz3Z0lOZUZ2
Записан

Виктор_62
Ветеран форума
******

Карма +385/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1348

мАсква, ЮАО


Лада 111760-45-038, серый базальт

« Ответ #6 : 02 Мая 2015, 22:50:45 »

"Мы с Покрышкиным, как с вами вот, три раза разговаривали. Он летал на немецком самолете.
Да ну? А может кобра - Белл P-39 «Аэрокобра» ?
Записан

разбил: 2003, -030, гранат, Омск, кастрюля,  БСЗ, ЭПХХ откл., сцепа LUK, ЭСП "Гранат". зеркала Р-5. БК-06.

Ахинеич
Мастер по разным специальностям

*******

Карма +2783/-33
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 35266

SPB

Почётный Демагог

« Ответ #7 : 03 Мая 2015, 00:29:27 »

48 часов воевала с одним-единственным советским танком КВ-1 («Клим Ворошилов»).
Это фото сделано немцами. Но в Историю не вошли фамилии экипажа.
Василий Семёнов, Виктор Заметелько, Александр Сущенко и Владимир Загорулько. Да, украинцы. Но тогда сиё было не важно. Они за свою землю сражались. Этих фамилий вы даже в архивах не найдёте. Они остались лишь в памяти Рауса, прочитавшего их боевые документы. Но их тоже не публиковал. До нас всё это дошло через очень глубокую работу с архивами... Причём не только советскими.
« Последнее редактирование: 03 Мая 2015, 00:31:08 от Ахинеич » Записан

С точки зрения теории Банальных Эрудиций возможности далеко не каждого индивидуума способны игнорировать тенденции парадоксальных эмоций. Резюмируя вышесказанное, нивелируйте свои аппроксимации на ассоциации с ником!
Ахинеич
Мастер по разным специальностям

*******

Карма +2783/-33
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 35266

SPB

Почётный Демагог

« Ответ #8 : 03 Мая 2015, 00:42:35 »

А так выглядел в реале.
Записан

С точки зрения теории Банальных Эрудиций возможности далеко не каждого индивидуума способны игнорировать тенденции парадоксальных эмоций. Резюмируя вышесказанное, нивелируйте свои аппроксимации на ассоциации с ником!
FGH

*******

Карма +1665/-14
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 13845





Ижевск
« Ответ #9 : 03 Мая 2015, 06:06:25 »

А так выглядел в реале.
Нет. Танк из Расейняя был - КВ-1. Есть фото осмотра его немцами.

Когда зенитка начала обстреливать КВ с кормы, экипаж успел развернуть башню.

Досужие "историки" на основании наличия в могиле 6 человек сделали вывод - что это был КВ-2, но этот арифметический вывод не имеет никаких документальных подтверждений - в частях действовавших на том направлении никаких КВ-2 вообще не было.

В КВ-1 было 6-е место, правда использовалось обычно лишь в походе.



Записан

Россия государство не торговое и не земледельческое, а военное, и призвание его быть грозою света
Андрей Георгиевич ТС
Ветеран форума
******

Карма +1237/-30
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4348

Пермский край


ИЖ2126-020 2003 г.в., ИЖ2126-060 1999 г.в.



г. Соликамск
Иж 2126-020, Иж 2126-060
« Ответ #10 : 03 Мая 2015, 11:35:15 »

30 мая 1942 года в эфире в последний раз прозвучало уверенное сафоновское: «Прикрытие взял на себя». В этот момент его Р-40Е «Киттихаук» находился над колонной транспортов конвоя PQ-16, входившего в только что протраленный фарватер Кильдинского плеса. Корабли охранения вели напряженный бой с авиацией, на подступах к конвою тоже шла схватка. Дальние двухмоторные истребители Пе-3 атаковали «юнкерсы» и сами отбивались от наседавших «мессершмиттов».

«Прикрытие взял на себя», — прозвучал голос Бориса Сафонова, и тотчас в гремящем эфире возникла пауза. Визитная карточка этого аса была отлично известна всем. Весной 1942 года этот летчик был самым известным истребителем в нашей стране.
 
Первый дважды герой Советского Союза
О нем слагались военные легенды. Да и как не слагаться, если Совинформбюро давало, например, сообщение о бое, проведенном семью истребителями во главе с Героем Советского Союза Борисом Сафоновым с пятьюдесятью двумя самолетами противника. При этом тринадцать машин врага было сбито, и ни одна бомба не упала на Мурманск. Согласитесь, тут есть отчетливый привкус легенды, хотя Совинформбюро ошибаться не могло…
 
Первый дважды герой Советского Союза
Накануне трагического дня 30 мая в сафоновский полк — так по фронтовому именовался 2-й гвардейский Краснознаменный — приехал радиожурналист Морозов, хорошо знакомый с Сафоновым, и рассказал ему о недавней схватке над английским конвоем, в которой две пары наших истребителей не дали приблизиться к транспортам ни одному из атаковавших бомбардировщиков и торпедоносцев.

«Наши дрались, — подтвердил Сафонов и вздохнув, с детской обидой добавил: — Меня теперь командование редко в воздух выпускает. Только по праздникам, можно сказать». Действительно, в свои двадцать шесть лет он неплохо командовал авиационным полком, и от Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова (в это время он был уже представлен к награждению второй Золотой Звездой) ожидали многого. Безусловно, командование поступало правильно, оберегая перспективного командира. Впрочем, фронт не то место, где можно что-либо или кого-либо надежно уберечь.
 
Первый дважды герой Советского Союза
Итак, 30 мая в середине дня три «Киттихаука» сменили в небе над конвоем PQ-16 четверку дальних истребителей Пе-3. Но прежде нужно сказать, почему их было только три. Как и всё на войне, этот фактор не может считаться несущественным.

Со своего аэродрома Борис Сафонов поднял две пары истребителей. С ним вылетели майор А. Кухаренко, капитаны П. Орлов и В. Покровский. В группу были включены самые опытные, с большой летной практикой истребители. Американские истребители Р-40Е, которыми совсем недавно был оснащен полк, оказались машинами с трудным характером. Был у этих машин и по настоящему серьезный недостаток: их мотор не выдерживал долгой работы на форсированном режиме. А форсаж, как известно, главный режим воздушного боя, где для того, чтобы победить, нужно оказаться быстрее, маневреннее, надо выжать из себя и машины максимум возможного, а порой и чуть больше.

Через несколько минут после вылета мотор на машине Кухаренко стал давать перебои, и он вынужден был вернуться на аэродром. Группа осталась втроем, и привычная схема «Ведущий — ведомый» была нарушена. Истребители оказались в затруднительном положении. Тем более, что в тот момент, когда Сафонов взял на себя прикрытие, начался самый крупный — за все время следования конвоя — налет фашистской авиации. В атаку вышло около сорока пяти бомбардировщиков, прикрытых двадцатью истребителями.

С транспортов и кораблей охранения тысячи людей следили за схваткой, где трое дрались против шести с лишним десятков. Видели, как, прочерчивая в облачном небе густые черные полосы, падали самолеты. В том бою Орлов и Покровский уничтожили по одному «Юнкерсу». Сафонов — два. Налет был отбит. Но бой с «мессерами» продолжался. Вот тут на КП и приняли радиограмму Сафонова: «Подбил третьего... мотор...»

По коду «мотор» означал вынужденную посадку. Но может быть, Сафонов хотел сказать, что перегретый мотор его «Киттихаука» отказал? Может быть. Мы никогда не узнаем, что в действительности означало это последнее сказанное Сафоновым слово. Его истребитель, теряя высоту, планировал в сторону эсминца Северного флота «Валериан Куйбышев».

Не дотянув до корабля три-четыре километра, он ударился о воду и мгновенно затонул. По приказу командующего Северным флотом вице-адмирала А. Г. Головко эсминец вышел из ордера боевого охранения и начал циркуляцию в месте приводнения самолета. В воздух подняли истребители под командованием майоров С. Кирьянова и В. Пронченко. Но многочасовые поиски не дали результатов.

Солдатские легенды упорно отрицали факт его гибели. Еще очень долго моряки и пехотинцы, а иной раз и летчики, воевавшие на Севере, рассказывали, что якобы своими глазами видели, как во время воздушного боя откуда-то появлялся истребитель, на борту которого было нарисовано множество звезд — количество сбитых фашистов. Значит, никому, кроме Сафонова, эта машина принадлежать не могла. Войдя в бой, «ястребок» сразу начинал валить вражеские самолеты один за другим, ну а такое мог делать тоже только один летчик на Севере! Легенды легендами, а в гибели Бориса Сафонова все же есть обстоятельства, не прояснившиеся, по сей день.

Люди, знавшие Сафонова, вспоминают прежде всего его естественность, которая моментально располагала к себе. Вспоминают открытую улыбку, хотя улыбался он не так часто. Вспоминают его ставший для всех привычным коричневый кожаный реглан с меховым воротником. Все, что он говорил и делал, а главное, то, как он летал, удивительно шло к нему. Было в нем спокойствие, ровная сила и безграничная надежность.


О прошлом Бориса Сафонова многого не расскажешь. Крохотные частицы детства и юности, которые всплывают в воспоминаниях односельчан и родственников, переплетаются отдаленными друг от друга островками в целом океане неизвестности. Мы можем лишь предполагать, каким образом складывалось его призвание. Но стремление стать летчиком видно уже с шестнадцати лет, когда он поступил в Тульскую планерную школу, а по окончании ее — в Ачинское летное училище. Наверняка немалую роль здесь сыграл и крылатый призыв: «Комсомолец — на самолет!»

«Учился хорошо, — вспоминала мать Бориса Фекла Терентьевна, — об этом у меня никогда заботы не было, и очень иного читал. Бывало, уж спать ляжешь, а он лампу загородит, чтоб мне не мешать, и все книжку листает. Еще песни любил слушать. У самого-то голоса не было: не слыхала, чтоб сам пел. А слушать любил. Наше Сенявина, известно, село песенное. И летом, к сумеркам, во всех концах поют».

Вот, пожалуй, и все, что известно о юных годах Бориса Сафонова. Да еще то, что пару раз во время учебы в летном училище он приезжал домой. Но и тут особо не выделялся. В летной форме по деревне не ходил и потрясающих историй из жизни авиаторов не рассказывал. Иначе обязательно бы запомнили. Что можно представить при столь скудных сведениях? Разве то, что с детства Борис Сафонов имел определенную цель и готовил себя к летной профессии. Что был он силен и смел, но сверстников не старался подчинить. Никто не помнит, к примеру, чтобы Борис был коноводом сенявинских мальчишек. И только одна, мельком упомянутая черта вносит в этот целеустремленный, но суховатый образ романтический и душевный штрих: любовь к песне.

С Севера Борис Сафонов домой уже не приезжал. Слишком сложной была международная обстановка. Остро ощущалась близость войны. Отпусков северянам не давали.

День 22 июня 1941 года разделил жизнь на две части. Война чудовищно жестока и неразборчива. Отдельной человеческой жизни, кажется, вовсе не существует для нее: она ведет счет на полки и дивизии. В такой войне, где фронт протянулся от Баренцева до Черного моря, судьба целых армий решалась порой в считанные дни. И все же при всей ее громадности война с первых мгновений называет своих героев. Называет поименно: таких, как капитан Гастелло. Или безымянно: как героев Бреста и других, ценой жизни заслонивших Родину. Имя старшего лейтенанта Бориса Сафонова впервые зазвучало на третий день войны.

Вечером 24 июня несколько Хе-111, выскочив из-за сопок на малой высоте, атаковали стоявшие в заливе корабли. На помощь морякам поднялись североморские истребители. Борис Сафонов выбрал оторвавшийся от общего строя «Хейнкель». С близкой дистанции он ударил по стрелку-радисту, и пулемет бомбардировщика смолк. Со второго захода тремя очередями, выпущенными в упор, Сафонов буквально отрубил фашисту хвост. Первый гитлеровский самолет, сбитый в воздушном бою североморским летчиком, рухнул в сопки.

«Сафонов — герой дня, — записано в дневнике командующего Северным флотом контр-адмирала А. Г. Головко. — И, думаю, не только одного дня...Он — общий любимец, этот типичный русак из-под Тулы. Отличный, волевой летчик. Широкоплечий парень, с открытым лицом, прямым взглядом темно-серых глаз. Стоит только увидеть его, и он сразу же вызывает симпатию. Самолетом владеет в совершенстве. По отзывам авиационных специалистов, у него очень развито чувство времени и расстояния. Нетороплив, обстоятелен — по характеру настоящий летчик со всеми данными командира. Надо не упускать его из виду, нацеливать людей на учебу у него. Побольше бы нам таких соколов».

В эти долгие ясные дни и белые ночи северного лета Сафонов беспрерывно в работе. Он ведет эскадрилью, звено, летает в паре, летает один, когда уже никто не выдерживает. В нем живет неутолимая жажда мести врагу. И она же поразительна, совмещалась со спокойствием. Умение принимать решение в доли секунды сочеталось в нем со способностью просчитать все возможные варианты и выбрать лучший. Как у великих шахматистов в цейтноте. Правда, цена поражений в бою иная, нежели в шахматной партии. Никто из воевавших с ним не вспомнит, чтобы Сафонов растерялся. Даже в самой невероятной ситуации.

В районе полуострова Рыбачий группа истребителей, которую вел командир авиаполка майор Губанов, взяла под прикрытие бомбардировщики. Командир окинул взглядом своих подопечных и не поверил глазам. Когда провожали группу на задание, в ней было пять СБ. А возвращалось шесть! Губанов еще раз пересчитал самолеты и тут увидел приладившегося к строю немецкого воздушного разведчика Hs-126. По-видимому, фашист рассчитывал долететь с группой до аэродрома и без помех произвести аэрофотосъемку. Командир развернулся для атаки, но его опередили: мощной очередью Сафонов свалил разведчика в сопки.

Другой случай. 15 сентября к линии фронта вылетела пятерка истребителей. Подоспели вовремя: над нашими позициями кружились «Юнкерсы». Сафонов и его ведомые В. Максимович и В. Покровский атаковали фашистов, а старший лейтенант А. Коваленко с ведомым П. Семененко завязали бой с фашистскими истребителями прикрытия. За считанные минуты было сбито четыре «Юнкерса», остальные отступили. Преследовать их Сафонов не мог, так как заметил, что Коваленко и его ведомый оказались в сложном положении. Сафонов бросил свою группу в атаку, гитлеровцы от прямого боя уклонились, продолжая лавировать вокруг наших истребителей, нападая с разных направлений. Тогда Сафонов принял своеобразное решение. Зная, что «мессеры» прилетели гораздо раньше и горючее у них на исходе, он поставил свои самолеты в вираж, и они закрутились «каруселью», прикрывая друг друга. Фашисты попытались разорвать «карусель», атакуя наскоком, но в результате потеряли один самолет и, покружившись около неприступной пятерки, еще несколько минут, убрались восвояси. Сафоновцы без потерь вернулись на аэродром.

А вот как был проведен бой, о котором на всю страну сообщило Совинформбюро: семь против пятидесяти двух! В сумрачный ветреный августовский день при почти десятибалльной облачности гитлеровцы предприняли мощный налет на Мурманск. В воздухе дежурила сафоновская эскадрилья. Разведав метеорологическую обстановку, Сафонов выяснил, что нижний слой облачности поднимается почти до четырех тысяч метров, второй же слой начинается на полтора километра выше. Не исключено, что именно по свободному от облаков «коридору» враг попытается скрытно подойти к городу. Вскоре бомбардировщики были обнаружены. Но как к ним подступиться? «Юнкерсы» со всех сторон окружены истребителями Ме-109, и прикрытие, как никогда, плотное. Атаковать в лоб бессмысленно: «мессеры» свяжут боем, отсекут от бомбардировщиков. На размышление отпущены секунды. Решение Сафонова: приказал своим истребителям уйти в облака и атаковать самостоятельно. В этом бою великолепно проявились индивидуальное мастерство, выучка каждого летчика сафоновской семерки. Краснозвездные самолеты неожиданно сверху и снизу выскакивали из облаков, атаковали и тут же скрывались в густой пелене. «Мессершмитты» беспомощно метались вокруг, но были бессильны помешать истребителям один за другим сбивать тяжело нагруженные бомбами Ю-88. Фашисты оказались в ловушке. Сами уйти в облака они не решались, так как сразу потеряли бы друг друга. Продолжать же этот полет было равносильно самоубийству: тучи, казалось, просто кишели советскими истребителями. Первыми не выдержали бомбардировщики. Они без команды сбрасывали свои бомбы куда попало и, ныряя в облака, ложились на обратный курс. Массированный налет вражеской авиации по Мурманску был отбит, а сафоновцы, не потеряв в бою ни одной машины, уничтожили тринадцать самолетов врага.

В сентябре 1941 года с целью усиления воздушного прикрытия конвоев, идущих в Мурманск и Архангельск из союзных Англии и США, на Север прибыла группа английских летчиков с самолетами Хоукер «Харрикейн». Эскадра имела кодовое наименование «Бенедикт». В день их прибытия североморские истребители нанесли визит союзникам. На стоянке «харрикейнов» наших летчиков встретил командир английского соединения майор Э. Миллер. После того как летчики были представлены друг другу, капитан Сафонов предложил Миллеру показать свой истребитель. «Харрикейн» — машина сложная. Только очень опытные пилоты способны освоить ее», — сказал майор. Но Сафонов не отступал: «Вы покажите, а мы уж попробуем понять, насколько она сложна. Миллер кивнул и пошел к стоянке самолетов. Все двинулись за ним толпой. Сафонов сел в кабину на место пилота. Майор Миллер, стоя на крыле, через переводчика объяснял назначение приборов, действие основных агрегатов и средств управления. Сафонов слушал не перебивая. Когда объяснения закончились, Сафонов обратился к переводчику: «Скажите майору, пусть он проверит, насколько правильно я понял», после чего сымитировал все действия, которые должен произвести летчик, чтобы поднять «Харрикейн» в воздух. Английский майор не смог найти ни одной ошибки. Тогда он начал придирчиво спрашивать у Сафонова о назначении всех приборов, устроил, словом, настоящий экзамен по материальной части своего самолета и, в итоге, улыбаясь, поднял вверх руки: «Скажите мистеру Сафонову, что он может сию же минуту вылетать на «Харрикейне».

Позже, в ходе совместных действий, между советскими и английскими пилотами стали складываться по-фронтовому товарищеские отношения. Тут замкнутые и, что скрывать, поначалу несколько высокомерные британцы сумели оценить советских пилотов, и прежде всего их самоотверженную коллективную работу в воздухе. Это было для англичан чем-то совершенно новым. Не раз они могли видеть, как советские истребители без колебаний рисковали своей жизнью, чтобы выручить товарища. Приблизительно через месяц совместной работы англичане, сами того не замечая, начали поступать так же. Однажды они очень своевременно пришли на помощь сафоновцам.

Как-то после боя Сафонов проводил со своей группой разбор полетов. Неожиданно из-за недалеких сопок выскочили девять Ме-109. Летчики бросились к машинам, но многим из них наверняка не суждено бы в тот раз взлететь, не окажись поблизости пары «Харрикейнов». Англичане мгновенно сориентировались и атаковали фашистов, пикирующих на аэродром. Причем один из британцев сманеврировал настолько удачно, что первой же очередью сбил «мессер». Атака была сорвана, и гитлеровцы ушли в облака. Героем того дня стал сержант Ч. Хоу. А вечером, когда Борис Сафонов поздравлял сержанта с победой, молодой летчик весь светился от радости. Пожимая руку Сафонову, он несколько раз произнес одну и ту же фразу: «В Англии летчику, сбившему пять вражеских машин, присваивают звание «ас», и я счастлив, что меня с победой поздравил русский трижды ас».

Сафонов в не меньшей степени, чем летным талантом, был наделен и другим, гораздо более редким человеческим даром — он был идеальным лидером. Под началом такого лидера коллектив способен совершать чудеса. В сафоновской эскадрилье не было какого-то особого подбора летчиков. Больше того, перед самым началом войны к нему пришло много молодых ребят. Но с первых же боевых дней сафоновцы воевали лучше всех не только в полку, но и на всем Северном флоте. Они и сбивали больше других, и потери несли несравнимо меньшие. Но и это не все. Летчиков эскадрильи недаром называли сафоновцами. Все они несли на себе видимый отпечаток личности командира. А когда уходили из знаменитой эскадрильи и сами становились командирами, то теперь уже рядом с ними каждый начинал чувствовать себя сильным и умелым бойцом.

В октябре 1941 года Сафонов принял полк. И тотчас во всех соединениях и даже штабах полк стали называть сафоновским. Как воевал этот полк? В приказе адмирала Н.Г. Кузнецова присвоении полку звания гвардейского говорилось: «72-й Краснознаменный авиационный полк за 4,5 месяца боевых действий уничтожил в воздушных боях 118 самолетов противника и уничтожил еще 24 на аэродромах, уничтожил в результате штурмовых действий более 2000 человек вражеской пехоты, потопил 3 транспортных судна, подавил и уничтожил 3 артиллерийских береговых батареи, неоднократно разрушал причалы и сооружения в портах противника» Это был первый гвардейский авиаполк на Северном флоте.

В послевоенные годы в ряде западных изданий появились статьи, утверждавшие, что «Киттихаук» Сафонова был сбит немецким летчиком. Приводились даже некоторые подробности: будто в то время, когда Сафонов вел бой с бомбардировщиком, снизу, невидимый на фоне моря, его атаковал «мессершмитт», после чего самолет Сафонова упал в море. Подобная версия имеет множество уязвимых мест, и прежде всего странным кажется, что появилась она со всеми деталями спустя много лет после войны. Кроме того, версия эта не подкреплена документально, хотя имеется подробнейшая хроника всего периода с 25 по 30 мая, когда немецкая авиация провела тридцать крупных, но безуспешных атак на конвой PQ-16. В документах сообщается, что в воздушном бою 30 мая погиб известный ас Северного флота подполковник Сафонов. Если бы можно было приписать победу над героем Заполярья какому-то конкретному летчику, это наверняка было бы сделано. Таким образом, наиболее достоверным остается предположение, что Сафонов погиб в результате отказа двигателя — «болезни», характерной для «Киттихауков» при длительной работе на форсажных режимах.

Борис Феоктистович Сафонов провоевал всего 11 месяцев, вылет на прикрытие конвоя был его 224-м боевым вылетом. В нем он довел счет сбитым самолетам до 22, в групповых боях он уничтожил еще 3 машины врага. Такого боевого счета к тому времени не было ни у одного летчика-истребителя в нашей стране. 14 июня 1942 года опубликовали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Героя Советского Союза подполковника Б.Ф. Сафонова второй медалью «Золотая Звезда».
http://vegchel.ru/index.php?newsid=7369&_utl_t=tw
Записан

Водила
Ветеран форума
******

Карма +714/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 5276

г. Саратов


Иж2126030, 2003 г.в., двиг ВАЗ2106, 1.6л, КПП Омск

« Ответ #11 : 03 Мая 2015, 16:28:33 »

Да, отличный был лётчик. Летал вроде на И-16, это не мешало ему одерживать верх над более совершенными "мессерами". Потом пересел на Р-40, поведение этих самолётов было другим, двигатель поражался проще. Сейчас уже трудно сказать, что именно повлекло за собой гибель этого прекрасного лётчика. Однозначно герой и ас. Меннее чем за год набил 25 самолётов противника
Записан
udm
Самый шустрый
Ветеран форума
******

Карма +1277/-7
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 5837

Симферополь - СПб - Ижевск


KIA-Sportage III

« Ответ #12 : 03 Мая 2015, 17:01:40 »

Сейчас уже трудно сказать, что именно повлекло за собой гибель этого прекрасного лётчика.
Банально прощелкал самолет противника. Немцы оказались тамм, где их никто не ожидал - глубоко на нашей территории.
Еще в советское время нашли секретный аэродром немцев в тундре, заложенный еще до войны. С него-то и вальнули Сафонова.
Записан

Беглый ижевчанин

Не напрягайтесь ни в жизни своей, ни в помыслах. Ибо лишь оттянувшиеся кайфуют...
FGH

*******

Карма +1665/-14
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 13845





Ижевск
« Ответ #13 : 03 Мая 2015, 17:23:13 »

Банально прощелкал самолет противника. Немцы оказались тамм, где их никто не ожидал - глубоко на нашей территории.
Бой шел над морем, над конвоем. Немецкие истребители далеко в море не забирались.

Таким образом, наиболее достоверным остается предположение, что Сафонов погиб в результате отказа двигателя — «болезни», характерной для «Киттихауков» при длительной работе на форсажных режимах.
При отказе мотора обычно прыгали, дотянув до ближайшего корабля, иногда даже садились на воду у борта. Моряки не видели чтоб из самолета выпрыгнул пилот. То есть скорее всего самолет был сбит бомбардировщиком и пилот был убит в кабине.
Записан

Россия государство не торговое и не земледельческое, а военное, и призвание его быть грозою света
udm
Самый шустрый
Ветеран форума
******

Карма +1277/-7
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 5837

Симферополь - СПб - Ижевск


KIA-Sportage III

« Ответ #14 : 03 Мая 2015, 18:00:08 »

Немецкие истребители далеко в море не забирались.
Лениво искать. Об этом секретном аэродроме писали в "Технике - молодежи". Когда его нашли, то сами военные дали объяснения многим непоняткам, произошедшим с нашими самолетами в войну.
В том числе, с большой долей вероятности, и по Сафонову.
Записан

Беглый ижевчанин

Не напрягайтесь ни в жизни своей, ни в помыслах. Ибо лишь оттянувшиеся кайфуют...
Страниц: [1] 2   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines

Яндекс.Метрика

Google последней посетил эту страницу 28 Декабря 2023, 16:05:17