Так как у меня в проводке не оказалось реле карлсона, и датчики дохли раз в неделю, я поставил датчик (правильнее в данном случае "термореле") 66.3710 (на классический двиг правильнее ставить 661.3710 на примерно 95 градусов, так как 66й расчитан на температуру около 100 градусов, для переднеприводных моторов). В отличии от старых датчиков ТМ-108 с током контактов 1А, датчики новой серии рассчитаны на ток 16А что позволяет без реле управлять одним вентилятором. Для двух - все равно нужно реле.
Так как очередной датчик ТМ-108 сдох... и надо было покупать новый не зависимо от установки реле, я решил что обойдусь без реле и возьму правильный датчик.
Вообще тема стара... но копипастю статейку полезную для новичков автолюбителй из "За Рулем"
Оригинал:
http://www.zr.ru/a/7379Копирую, так как зарулевцы любят вечно переделывать сайт меняя ссылки и теряя статьи...
-----------
01 августа, 2000
ZR.RU
Теги: Электрика, Aвторынок, Электрооборудование, За рулем, За рулем 2000/8
РЫНОК
Экспертиза
ЗИМНЯЯ ВИШНЯ
- Да в гробу я видел эту автоматику! - раздосадованный коллега в сердцах швырнул на стол чумазый датчик включения электровентилятора. - Уже третий за полгода меняю - и опять двадцать пять: чуть было движок не запорол! Тумблер поставить, что ли...
Михаил КОЛОДОЧКИН
А действительно, что делать, если стрелка указателя температуры уже вползла в опасную зону, а проклятый электровентилятор продолжает бездельничать? Да и какие к этому опахалу могут быть претензии: ну не сообщили ему, что пора включаться - вот оно и бездействует.
Истинный виновник - датчик ТМ 108 нагло молчит - знает, подлец, что без него все равно не обойтись... Недаром многие автомобильные издания по нескольку раз печатали один и тот же "полезный" совет: чтобы вредная деталюшка не мотала вам нервы, установите дополнительный тумблер и включайте вентилятор самостоятельно. Очень "удобно" - ведешь машину и по совместительству работаешь датчиком: нагрелся мотор - щелкаешь переключателем в одну сторону, чуть остыл - в другую. Так с щелчками и встретим XXI век...
Коллективный разум отомстил противному датчику неожиданным образом. С появлением нового блока предохранителей для "Самары" (ЗР, 1999, № 9) выяснилось, что промежуточное реле включения электровентилятора ликвидировано на этих машинах, как класс, а потому ток через контакты датчика отныне увеличивается примерно на два порядка! Воспоминание о законе Ома робко бормотало, что так делать нельзя, однако здравый смысл возражал: все равно он сдохнет - неделей раньше, неделей позже...
Так вражда стала взаимной, а проблема окончательно запуталась. Отдельные фирмы не стали дожидаться ее решения и быстренько наладили серийный выпуск вышеупомянутых переключателей, рекомендуя устанавливать их даже на исправные автомобили - рано или поздно все равно пригодится! Автолюбители, видящие корень зла в искрении контактов датчика, начали шунтировать их подходящими полупроводниками (ЗР, 1999, № 12, с. 154), а услужливый рынок организовал нашествие на Русь иноземных изделий - то ли турецких, то ли эмиратских. Забегая вперед, отметим, что на сей раз заграница нам не помогла.
Любопытно, что повальный отказ датчиков происходил как бы незаметно для общества. Продавцы лихо распродавали ходовой товар, сервисмены привычными телодвижениями меняли один брак на другой, а высокие инстанции оказались вообще "не в курсе". И лишь недоумевающие владельцы автомобилей задавали вопрос: почему?
А действительно, если внутри всего лишь биметаллическая пластина да пара контактов, то чему там ломаться? Проверим - на то и
ЭКСПЕРТИЗА
Для испытаний приобрели семь датчиков - два калужских ТМ 108 и четыре турецко-эмиратских - в среднем по 30 руб., а также один итальянский 5134-8С - аж за 250 целковых! Каждого из них ожидал "автопробег" протяженностью 10 000 циклов срабатываний и отпусканий - это соответствует примерно 30 000 км. Нагрузка - стандартное автомобильное реле, длительность цикла - около 2 минут, напряжение питания - 14 В.
Поеха... Нет, не поехали - два турецких араба отказались работать сразу же, а через некоторое время к ним присоединился и третий их соотечественник, не желающий что-либо коммутировать. Земляки Циолковского добрались до финиша почти без проблем, хотя один из них под конец начал "прихрамывать": появился дребезг контактов. "Итальянец" отработал на "отлично". Падение напряжения на контактах при норме 100 мВ у всех исправных датчиков оказалось примерно одинаковым - 3-5 мВ "до того" и 28-30 мВ "после того".
Нагружать датчики непосредственно на электровентилятор эксперты категорически отказались - дескать, мы не убийцы! Верхний предел подобных изделий - ток 1 А. Что касается испытаний, то ясности они, честно говоря, не прибавили. Безымянные изделия следует депортировать на их историческую родину - об этом мы пишем постоянно, "итальянец" своих денег стоит - это тоже не удивляет, а вот что делать с калужскими датчиками? И в чем же все-таки основная причина их отказов на автомобилях? Впереди -
КАЛУГА
Калужский завод "Автоприбор", входящий в состав холдинга КЗАМЭ, - единственное (!) предприятие страны, обладающее технологией выпуска пресловутых датчиков. Но... не единственное, выпускающее их!!!
- Вот данные по возвратам наших забракованных датчиков, - поясняет технический директор предприятия Григорий Биба. - Уровень дефектности по ТМ 108 составляет 0,029%, так что ни о каком обвальном браке речи нет. А что касается наших, извините, "коллег", то извольте взглянуть...
На директорском столе разложены многочисленные образцы "левой" продукции. Снаружи - почти как настоящие, зато внутри... Один набит доверху огрызками провода, из другого высыпаются хлебные крошки и вишневая косточка, третий позвякивает ржавыми гайками, из четвертого вываливается огромная гнутая шайба, пятый вообще пустой... Такие датчики здесь называют "зимними" - пока на улице мороз, вентилятор может и не понадобиться, а значит, и к датчику претензий не будет. Зимний датчик плюс вишневая косточка - чем не "зимняя вишня"?
- Встречаются, конечно, и более серьезные подделки, - вздыхают заводчане. - И контакты поставят, и пластину биметаллическую засунут, а толку-то? Мы ведь используем специальный ленточный биметалл, поставляемый из Швеции, - из него вырубаем заготовки и специальным формованием обеспечиваем нужную температуру срабатывания. Кустарь с этой задачей не справится. Да что кустарь - вон, кольчугинский завод начал было такие же датчики ваять, так без слез на них не взглянешь. Негерметичные, материал не тот, покрытия нет. Такое даже на запчасти не годится, не то что на конвейер.
Как на глаз отличить подделку? Если жулики используют украденные корпуса, то шансов почти нет. А вот если корпуса тоже "самопальные", то они, как правило, выточены из шестигранного прутка и имеют характерный блеск - заводские же, напротив, шершавые, поскольку изготовлены методом литья.
Так что же, во всем виноваты подпольщики? Да нет, официальных проблем тоже хватает. Взять хотя бы "Волгу" или "Газель" с "406-м" мотором - нижегородцы жалуются, что калужские датчики на них "дурят". Однако не все так просто: оказалось, что посадочное место для ТМ 108 имеет на газовском радиаторе такой большой прилив, что охлаждающая жидкость почти не соприкасалась с поверхностью датчика - отсюда и нестабильная работа. Решение уже найдено - новый датчик для ГАЗа вырос на несколько миллиметров и теперь работает нормально. Что касается того изделия, которое немножко "занервничало" на наших испытаниях, то заводские специалисты убеждены - на автомобиле такого не случится. Тем не менее "хулиган" оставлен в Калуге - для опытов.
А что же делать владельцам "самар", на которых промежуточное реле отсутствует? И вот здесь начинается самое интересное - оказывается, калужане давным-давно не поставляют в Тольятти ТМ 108, поскольку без реле он работать действительно не может. Вместо него еще семь лет назад начато производство совершенно новых датчиков - 66.3710 и 661.3710, рассчитанных на коммутацию тока величиной 16 А. Указанные модификации отличаются температурой срабатывания (см. табл.).
По внешнему виду новые датчики очень похожи на старые - отличие заключается в небольшом приливе на пластмассовой разъемной части возле одного из выводов (см. рис.). Изделия полностью заменяют своих предшественников и могут работать как с реле, так и без него. Исключение составляют все те же нижегородские автомобили - если под их капотом установлен электровентилятор "Бош", то без реле не обойтись - ток достигает 30 А.
Это называется "приехали" - оказывается, никакой проблемы в самом деле нет! Покупай калужский датчик и забудь про неприятности. Если попался брак - обращайтесь на завод: заменят и разберутся. Но откуда в таком случае под "самарскими" капотами вновь и вновь появляются ТМ 108? И почему ни один из опрошенных нами автосервисов ничего не знает про новые датчики? И где можно их купить?
Последний вопрос, как правило, нокаутирует любого руководителя любого отечественного завода. Калужане удар выдержали, предложив посетить заводской магазин. Хорошо, но куда обращаться жителям остальных областей и губерний, желающим купить именно датчик, а не очередную "зимнюю вишню"?
И все-таки заводчане молодцы - стараются. По возвращении в редакцию нас уже ждал факс с указанием телефонов основных дилеров "Автоприбора" - от Питера до Иркутска. Будем надеяться, что аналогичная информация дойдет и до потребителей.
Интернационал: слева - "калужанин", справа - то ли "турок", то ли "араб", посредине - "итальянец".
Ну чему здесь ломаться? Сверху - иноземец, снизу - "калужанин".
Кунсткамера есть не только в Питере... Эту дрянь вы можете купить в любом магазине.
Датчики для ГАЗ - новый длиннее. Теперь он не прячется от охлаждающей жидкости.
Датчики ТМ 108 (слева) и 661.3710 (справа) - вид сверху. Обратите внимание на прилив около одного из выводов нового изделия.